Дортмунд-обновитель

Мирча Луческу. Фото Football.ua

Немецкий город и его Боруссия наверняка и не подозревают, какая роль отведена им в истории украинского футбола.

Почти 12 лет назад на том же месте уходила в историю эпоха Лобановского. Осенью 2001 года он проиграл Боруссии с Динамо в Лиге чемпионов, затем – Германии со сборной в плей-офф к чемпионату мира. Алгоритм того поражения, кстати, очень напоминает шахтеровское образца 2013-го: мы зарядились надеждами после домашней ничьей, в которой, казалось, загоняли соперников, но реальность на Вестфаленштадионе устроила нам показательный «обгазон». После финального матча плакал от бессилья Шевченко, но его час еще придет. А тогда уходила несколько иная эпоха – последний советский «реверанс», поколение, воспитанное в эру Лобановского. Уходил и футбол Лобановского: мэтр уже начинал сдаваться новому времени, начав работать в Динамо с легионерами. Мэтр уже готовил изменения, и кто знает, какими они были бы, если бы не трагедия.

Шахтер эры Луческу – это монолит, который, казалось, как не ограняй – он все равно останется неизменным. И вправду: сразу 8 человек из 11-ти, вышедших в стартовом составе Горняков в финале последнего в истории Кубка УЕФА, до сих пор находятся в составе донецкого клуба (еще один, Виллиан, был здесь еще в начале года). А ведь каждая команда, каждый конкретно взятый коллектив, имеет свой четко очерченный жизненный цикл: молодость, расцвет, старение и увядание. Группа молодых бразильцев – ушедший Виллиан, Алекс Тейшейра, Дуглас Коста и примкнувший к ним Тайсон – долгое время создавала Шахтеру имидж молодой, растущей команды. Эти парни и вправду растут, и до собственного потолка им еще можно прогрессировать. Но, вместе с тем, 31 год Хюбшману и Рацу, тридцатник – Кучеру и Срне, и даже Пятов в этом году доберется до 29 лет. Эта команда уже повзрослела – и по возрасту многих отдельно взятых игроков, и по периоду совместных выступлений этого коллектива. Попросту говоря, та команда, которую Луческу создавал лет 5-6 назад, прошла свой эволюционный путь. И если в группе атаки она все еще молодая и ветреная, то в обороняющемся блоке уже серьезно назревают большие изменения.

Сейчас самое важное: не уйти от этой, главной, темы. А соблазнов ведь много. Можно пойти простым путем и сказать: ушел важный Виллиан, в первом матче не играл из-за дисквалификации Кучер, а что такое форвард, Шахтеру показательно продемонстрировал в том же поединке Левандовски. Но ведь это проблемы комплектации, и все они были известны: «мыльная опера» с Виллианом, похоже, заставила всех заранее смириться с его вероятным уходом, а о проблемах с защитниками и забивными нападающими говорят уже слишком давно.

Можно пойти еще дальше и львиную долю обсуждения посвятить более щепетильной теме: дескать, конкуренция во внутреннем чемпионате недостаточная, скучно. Но ведь последнее Динамо Лобановского – то, которое добралось до полуфинала Лиги чемпионов в 1999-м, – играло в чемпионате, проходящем по схеме «1+15». Тогда не было не то что таких мощных Днепра и Металлиста, но даже и самого Шахтера, которому только предстояло выйти на чемпионскую орбиту. А как же тогда быть с Реалом и Барсой, которые уже 8 сезонов подряд разыгрывают чемпионство в Примере сугубо между собой, но при этом исправно восходят на лигочемпионовский трон? Да и как мириться с тем фактом, что в нынешнем сезоне у нас впервые не два очевидных фаворита, а четыре более-менее конкурентоспособных коллектива в группе лидеров? (Пусть Шахтер и оторвался от преследователей, но – это важно для нашего вопроса с напряженностью внутреннего графика – сказать, что ему легко давались матчи с теми же днепрянами и харьковчанами, никак нельзя.) Раньше было хуже, чемпионат потихоньку, но прогрессирует – это аксиома. Следовательно, и разговоры о «внутренней проблеме» – суть разговоры в пользу бедных, к которым Шахтер не принадлежит. Уровень конкуренции на внутренней арене – немаловажный фактор, но все же не главный и не решающий. Даже больше: бывали в истории футбола случаи, когда полпреды сильнейших лиг уступали «андердогам» именно по причине чрезмерной изнурительности внутреннего графика.

…Это очень хорошо, что Луческу после матча не говорил о перечисленных вопросах, и даже о судействе упомянул только вскользь. Самые важные слова на его пресс-конференции прозвучали: нужно освежать команду. Это не страшно, это не смертельно, даже больше – это естественно и необходимо для дальнейшего прогресса.

А Дортмунд… Дортмунд и вправду хорош. В том и ценность еврокубков – кривого зеркала, в котором можно по-новому, с другой стороны, увидеть себя: Боруссия и Дортмунд, похоже, в очередной раз застали нас накануне назревших перемен. Вестфаленштадион – новая точка отсчета.