Мюнхен
В Германию ездил впервые, а потому, естественно, имел портфель услышанных ранее стереотипных мнений о стране и людях. Кое-что подтвердилось, кое-что — нет. Например, о чистоте: представлялось, что окурок на мюнхенский улицах можно смело нести в музей кунсткамеры. На самом деле, не все так запущенно и правильно: мусора под вечер набирается достаточно, не намного меньше, чем, к примеру, на Крещатике под конец дня. Знающие люди не без оснований рассказывают, что мусорят, в основном, «понаехавшие», коренные же себя такого никогда не позволят.
Хватает на улицах и оставшихся без пособия попрошаек. Запросы у некоторых, правда, нехилые: подавай 50 центов и не меньше — на наши деньги 20 гривен, между прочим. Около Макдональдса встретили русскоговорящего бомжа — видимо, бывший житель ГДР.
Еще один стереотип подтвердился полностью: немцы во многом полагаются на сознательность населения. На улицах стоят коробки со свежей прессой. Со стороны кажется, что они закрыты, а рядом есть отверстие для мелочи. Оказалось, все иначе: мелочь действительно надо бросить, но, если тебе жаль 70 центов и не жаль собственную совесть, то ты можешь забрать газету бесплатно. По крайней мере, я этот механизм представляю так. При этом внутри лежат не какие-то никому не нужные агитлистовки, а вполне ходовой Bild.
Такая же история и с метро: хочешь — платишь, не хочешь — так проходи. Тут, правда, уже можно и наказание понести, если на контролера попадешь. Поезда приходят строго по времени, расстояние между станциями минимальное: ехать не больше 1-2 минут. Есть поезда современные, есть довольно старые — соотношение где-то 50 на 50.
В день матча проехались к центру Олимпиады-72: тут и знаменитый Олимпиаштадион, и олимпийская деревня, где произошла трагедия с израильскими спортсменами. Комплекс сейчас играет туристическую роль, а его главной достопримечательностью является стадион. Вход на Олимпиаштадион стоит три евро, но пройти на арену стоит разве что для галочки. Стадион ухожен, но от активных соревнований (по крайней мере, по футболу) довольно далек: ворот нет, поле искусственное.
Matchday
Нельзя сказать, что Мюнхен готовился к игре за четвертьфинал Лиги чемпионов с каким-то особенным пиететом. Ближе к середине дня болельщиков в шарфах становилось больше. В туристических местах — масса фанатов Баварии из соседних стран, приезжающих только на матчи топ-важности.
Прогнозы давали в пользу Баварии, но без того размаха, который вышел в итоге – в районе 2:0, 3:0, не больше. Ни для кого Шахтер не был неизвестной командой — Срна, Адриано, бразильцы — этими понятиями болельщики оперировали легко. Видимо, пресс-конференции Гвардиолы читали.
На футбол немцы приходят заранее, но при этом не имеют традиции создавать шум уже на разминке. Пока команды готовились, Альянц-Арена была заполнена процентов на 30. Зато стадионный фан-шоп — на все сто. Чего-то сверхнеобычного не предлагают, но разнообразие предсказуемо впечатляет: все, что нужно человеку в обычной жизни, он может приобрести тут, только с символикой Баварии. Цены, конечно, не радуют — особенно, если ты приехал из Украины и не очень настроен платить две с половиной тысячи гривен за баварскую футболку.
Удивительно, но во всем Мюнхене всего лишь в двух местах продавали книгу, которая именно тут должна была бы стать локальным бестселлером. На английском языке Pep confidential вообще нигде не продавался, на немецком — только в одной сети магазинов, а остальные продавцы книг разве что сотрясали воздух: «О, Гвардиола, Бавария, знаем, но о нем ничего нет».
Местные ультрас и обычные болельщики сосуществуют довольно органично. Первые скандируют почти весь матч, вторые в основном охают после очередной атаки Баварии, но все это выглядит очень естественно. Иногда отделенный сеткой сектор с фанатами замолкал, и на пару десятков секунд были слышны болельщики Шахтера, которых посадили почти под крышей Альянц-Арены.
По случаю в Мюнхен съехались топовые европейские эксперты. Робер Пирес и Патрик Клюйверт сначала были гостями в предматчевой студии, а потом смотрели футбол на обычной трибуне. Оливер Кан работал для немецкого ТВ.
Напоследок — то, о чем уже писал в отчете с матча. Нам часто ставят в пример европейскую публику: вот, мол, эталон, вот культура боления — не то, что у нас. На самом деле, не все так идеально: за десять минут до конца Альянц-Арена стала быстренько пустеть. Последний гол Гетце и фирменные аккорды от диктора наблюдали тысяч 40 зрителей. И ведь Бавария не проиграла и даже не уныло выиграла, а устроила праздник. Впрочем, для баварской публики подобные праздники — дело вполне обыкновенное.
Глеб Корниенко, Football.ua