Not Afraid

Карло Анчелотти, Getty Images

Football.ua перед финалом Лиги чемпионов рассказывает о Карло Анчелотти, наставнике Реала.

Можно представить себе утро Диего Симеоне накануне большого боя. Аргентинец, едва открыв глаза утреннему солнцу, оттачивает свой мачете и бормочет под нос молитву какого-нибудь древнего воина, которую уже должна разучить его команда.

Подобную атмосферу не сравнить с тем, что происходит в это же время в Вальдебебасе, на клубной базе мадридского Реала. В руках Карло Анчелотти первая в этот день чашка эспрессо, сдобренная утренней сигаретой. Итальянец начал курить в 25 лет: ему хватило первой в жизни сигареты, чтобы выработать привычку на десятки лет и попасть в число тех раздосадованных коучей, которым после запрета ФИФА пришлось перейти на жевательные резинки. Курение часто используют для успокоения, но для обретения спокойствия Карлетто выкурить необходимо сразу несколько пачек. Здесь дело в чем-то другом.

Пока главный тренер Реала оглядывается по сторонам, не желая быть замеченным Флорентино Пересом с сигаретой в руках, его помощник Пол Клемент уже начинает утреннюю тренировку. В деле важно окружить себя правильными людьми, и в англичанине Анчелотти видит человека, которому можно доверить техническую часть дела. Только 15 минут назад Криштиану Роналду и Гарет Бэйл припарковали свои спортивные автомобили, а уже сейчас они, словно детвора на школьном уроке, обегают фишки под присмотром физрука. 

Его сильнейшее профессиональнее качество – умение подстраиваться, а не лезть в чужой монастырь со своим уставом и сводкой футбольных истин.

Анчелотти вступит позже. Именно он расписал план подготовки к матчу с Атлетико, но свои ключевые слова он произнесет непосредственно перед началом поединка. Для него этот финал Лиги чемпионов станет уже четвертым, и, возможно, третьим выигранным. С такой статистикой итальянца можно считать большим специалистом по решающим матчам, но вы не услышите от него вдохновляющего монолога. Многие тренеры ошибочно полагают, что футболистам высочайшего класса необходимо соответствующее их величию напутствие, но ситуация разнится кардинально. Что делает Анчелотти? Рассказывает шутки. У него превосходное чувство юмора, бесконечный запас самоиронии. Нездоровая страсть к еде, лишний вес – Карло не устает напоминать игрокам о том, что он обычный человек. В симбиозе с многолетним опытом это дает определяющий эффект: звезды видят перед собой тренера, который готов прислушиваться к их мнению, но в то же время авторитетно отстаивать свою точку зрения.

Его сильнейшее профессиональнее качество – умение подстраиваться, а не лезть в чужой монастырь со своим уставом и сводкой футбольных истин. Не только к среде, но и к футболистам. Воспитываясь как тренер в Милане Арриго Сакки, Карло принял схему 4-4-2 как единую допустимую в футболе. В Парме ему приходилось подгонять под эту формацию всех игроков, использовать Джанфранко Дзолу на фланге, потерять его, а затем допустить переломную в карьере ошибку. Роберто Баджо был не против перейти в состав пармезанцев на закате минувшего столетия, но столкнулся с неготовностью главного тренера отрядить ему роль «десятого номера». Дело было не в деньгах и амбициях, а именно этом. Консерватизме главного тренера, который пообещал себе больше никогда не допускать подобной ошибки.  Уже в Ювентусе Карлетто сделал все, чтобы поместить в пригодные условия Зинедина Зидана.

Тактически он имеет вагон идей, парочка из которых будут использована и в ближайшем матче с Атлетико. Пол Клемент продолжает вести тренировку, и теперь наблюдателю очевидно, над чем именно работают в Реале накануне финала. Атлети обороняются глубоко, но при этом команда Симеоне переходит в атаку так же компактно, как и действует в защите – с перемещением мяча накоротке. Клемент заботится об этом: организовывая двусторонний матч, он собирает в команду-соперницу для основного состава именно тех футболистов, которые смогут скопировать в прообразе игровую модель столичных соседей.

Анчелотти закуривает еще одну сигарету. По сути, сейчас он добивается только одного – показывает своим футболистам, что даже он, управляющий самым большим в мире клубом, не ощущает никакого давления. Швед Нильс Лидхольм, тренировавший Карлетто в Роме, не забывал напоминать о том, что тренерская работа – самая простая и приятная в мире, но только до непосредственного момента матча. Похоже, Анчелотти на своем пути достиг той отметки, когда он может получать наслаждение и в день игры. Его больше не волнует то, что в любой момент он может лишиться своей работы. «Жизнь слишком коротка, чтобы бояться», — пел Робби Уильямс, и карьере Анчелотти хорошо подошел бы такой эпиграф.

По мнению Карло, жизнь также слишком коротка, чтобы до боли придерживаться бессмысленных принципов. Анчелотти – прагматик высшей степени, давно уяснивший, что первым, кого необходимо удовлетворить тренеру, является руководство. «Единственная причина, по которой в моем Милане в старте играли Пирло, Кака, Зеедорф, Руи Кошта и Шевченко, была в том, чтобы радовать Берлускони, который хотел видеть атакующий футбол». Этого же требовал Роман Абрамович, на том же стоит и Флорентино Перес.  И никто не оспорит то, что Анчелотти удовлетворил желание каждого из них, сохранив также рабочие отношения.

Конфликты с игроками? Карло – уникальный тренер, ни разу в жизни не портивший отношения ни с одним из своих футболистов. Очевидно, что работать ему приходилось с лучшими из лучших, но итальянец придерживается рационального подхода. Твердость в решениях, но также готовность их объяснить каждому и выслушать ответное мнение. Паоло Мальдини, теперь близкий друг Анчелотти, вспоминает, как тот всего однажды сорвался на команду и использовал грубейшие из возможных оскорблений. На следующий день Анчелотти пришел в ту же раздевалку и принес свои извинения.

У меня есть жизненный опыт. Я не сильно расстраиваюсь из-за плохого результата, не сильно радуюсь хорошему

Можно подумать, что тренировка Реала затянулась, но, на самом деле, работающий в поле Пол Клемент лишь пытается отработать всевозможные нюансы в преддверии финала. Самой большой игры для Мадрида за двенадцать лет.  Буквально все: стандарты, атаку, оборону, замены и, конечно, пенальти. Дотошность не гарантирует успех, но минимизирует неудачу, пусть Карлетто и помнит о том, что обстоятельства иногда выступают непреодолимой третьей силой.

Ведь правда, за что Карло мог ругать своих футболистов после финального матча с Ливерпулем? За потерю бдительности? Но он видит это по-другому: Ливерпуль забил три шальных мяча за шесть минут, и повлиять на эту ситуацию не было никакой возможности. Другой тренер после подобного поражения ушел бы в душевный или фактический «запой», но Анчелотти уже в тот же вечер спокойно сидел в холле гостиницы, обсуждая с кем-то из знакомых достопримечательности Стамбула. «У меня есть жизненный опыт. Я не сильно расстраиваюсь из-за плохого результата, не сильно радуюсь хорошему. Я не ощущаю особого давления на своих плечах, потому что люблю эту работу. Давление – это нормально для тренера».

Тренировка окончена, а утро большого матча не за горами. И пока Диего Симеоне будет точить свой мачете, Карло Анчелотти заварит чашечку кофе и сдобрит ее сигаретой. Наверное, именно это обыденное отношение к финальным матчам позволяет Карло переживать их снова и снова, что делает его одним из самых успешных тренеров современности с уникально ироничным отношением к делу. Когда Челси выиграл свой чемпионский трофей под руководством итальянца, Анчелотти в тот же вечер получил смс от Жозе Моуриньо, полное важности в своей форме. «Шампанское» — одним словом поздравил коллегу португалец, который уже через неделю, взяв свой титул с Интером, получил поздравление в ответ. «Шампанское. Но только не перепей».