К концу 2011 года мадридский Атлетико замыкал первую десятку Примеры и вылетел из Копа дель Рей, сраженный скромным Альбасете. Впав от этих двух, в общем-то, не смертельных обстоятельств в тихое отчаянье, хунта Атлети произвела самоотверженную рокировку на тренерском мостике, пригласив присесть на шатающийся красно-белый стул вглядывавшегося в заоконный сумрак из Авельянеды Диего Симеоне. Принцип, которым зачастую руководствуются многие клубы («Позовем своего, а там посмотрим»), на этот раз сыграл на ура: сначала изменился Атлетико, затем – биполярный статус-кво в Примере, а теперь Матрасники выглядят способными окончательно перевернуть европейские футбольные ценности. На локальном уровне Симеоне это уже сделал, выиграв Лигу Европы и континентальный Суперкубок.
Главное изменение новый тренер, как и полагается, произвел в сердцах и умах. До Симеоне команду возглавлял Грегорио Мансано, мягкий человек с дипломом психолога и лицом университетского профессора, имевший соответствующее прозвище (собственно, «Профессор») и выигравший свой единственный титул – Кубок Испании, чуть ли не десятилетие назад, зато с Мальоркой. Симеоне вообще не говорил футболистам ни о каких титулах, его мало интересовали и еврокубковые места, на которые Матрасникам предстояло взобраться. Эль Чоло вел речь только о Малаге – самом ближайшем сопернике в национальном первенстве. Спустя три года тренер Атлети до сих пор блюдет этот непререкаемый принцип: partido a partido, от матча к матчу, от игры к игре. Главное – то, что произойдет завтра, а когда это уже произойдет, можно будет подумать и о послезавтрашнем дне. Зачем зря забивать себе голову?
Первый тренерский титул Симеоне на Висенте Кальдерон – Лига Европы
В девяностых и нулевых Атлетико приучил нас к тому, что является чрезвычайно веселой и крайне безалаберной командой, чья ментальность, если от чего-то и зависит, то только от собственного настроения. Разброд и шатания в красно-белом лагере выражались в том, что Матрасники всегда имели неплохой атакующий потенциал, но при этом их защитники и вратари переживали такую страшную перманентную фрустрацию, что их хотелось обнять и плакать, а число пропущенных мячей исчислялось каким-то шизофреническим количеством.
Диего Симеоне дал этой спотыкающейся и запинающейся команде четкую внятность шага и речи, набор необходимых принципов, от которого следовало отталкиваться. Главные инновации затронули линию обороны – защитники узнали, что такое подстраховка, а центральные полузащитники по умолчанию курировали опорную зону – именно оборонительный контекст их работы отныне становился главным. Атлетико Грегорио Мансано имел разрывы между линиями, коллектив же Диего Симеоне передвигался по полю всей бандой: соблюдая стратегические задачи и тактическую расстановку Матрасники большими силами оборонялись, а потом так же, не нарушая строй, всем скопом двигались вперед. В одночасье став одним из главных открытий Примеры 2011/12, Чоло Тим выиграла Лигу Европы, в финале красно-белым танком пройдясь по разрозненным оборонительным редутам Марсело Бьелсы и победив другое открытие испанского первенства – баскский Атлетик. В матче же за Суперкубок Европы оказался разгромленным лондонский Челси.
Атлети громит Челси
Важнейшая психологическая составляющая Атлетико заключается в идее команды-семьи. Для испанского футбола идея сама по себе не является новой – ее, например, старается воплощать в жизнь Барселона, но понятно, что у парней из маленьких деревень аграрных районов Каталонии гораздо больше общего, чем у османского воителя Арды Турана и южноамериканского метросексуала Филипе Луиса.
«У меня, можно сказать, нет семьи, – как-то ответствовал Симеоне перед своими футболистами. – Мои дети в Аргентине и я не спешу домой после тренировок. Поэтому моей семьей будете вы». Столь безапелляционное заявление, с чувством выраженное в раздевалке, скоро начало воплощаться в жизнь: специальные ужины для команды, объятия всех и каждого после выигранных матчей, создание специфической коллективной атмосферы, при которой конфликтные ситуации не возможны в принципе. Трое детей Диего Симеоне действительно проживают в Аргентине, и именно переезд на историческую родину после завершения европейской карьеры стал началом краха брака Эль Чоло и модели и дизайнера Каролины Бальдини, которая имела действующие контракты на Старом континенте.
Первая победа в Дерби Мадриленьо за 14 лет. Бонус: Копа дель Рей
Команда-семья это ведь еще и тонкий рациональный расчет, которым всегда руководствуется Диего Симеоне. В таком коллективе стабилизирующая психологическая атмосфера, а внутренний комфорт по умолчанию предполагает отсутствие желания смены обстановки (за исключением отдельных индивидуумов, мечтающих использовать еврокупюры в качестве туалетной бумаги), вот почему Туран все еще не в Челси, а Коке – не в МЮ или в Барсе. Психологическая стабильность ведет к стабильности и в игровых аспектах: Куртуа, Хуанфран, Филипе Луис, Годин, Миранда, Габи, Арда, Марио Суарес, Адриан, Тьягу, Коке, Рауль Гарсия – ведь эти футболисты вместе с Симеоне с его первого дня на Висенте Кальдерон, что удивительно для Атлетико.
Но – для Атлетико раннего, уже мало общего имеющего с нынешней бандой Эль Чоло.
17 мая 2013 года в финале Кубка Испании по футболу Атлети одержал победу над бланкос, выиграв в Дерби Мадриленьо впервые за 14 лет. Забивший решающий гол бразильский защитник Миранда, три года назад пришедший на Висенте Кальдерон в качестве свободного агента, а теперь оценивающийся на трансферном рынке в 15 млн (следовательно, свыше двадцатки для потенциальных покупателей), припасет в одном из интервью искренние слова признательности для Эль Чоло и отметит, что самым важным в виктории стала сплоченность коллектива. Это модное для Матрасников словосочетание («сплоченность коллектива») стало своеобразным трендом команды Диего Симеоне: игровые детали, безусловно, важны, но без психологической уверенности в себе и вон в том парне, который носит футболку такой же цветовой гаммы, не было бы и никаких побед. Или, как сказал Габи перед золотым матчем против Барселоны: «Мы выйдем на поле, чтобы умереть. За себя, за товарищей по команде, за наших болельщиков и за нашего тренера».
Они вышли, умерли и завоевали чемпионское звание.
Впервые за 18 лет.
Золото! Болельщики ждали этого почти два десятилетия!
Мы не зря ставим во главу угла именно ментальные моменты: год назад Эль Чоло выпустил книгу "Эффект Симеоне. Мотивация как стратегия" , предисловие к которой написал не кто-нибудь, а сам Луис Арагонес. В своей работе главный тренер Атлетико рассказывает именно о психологических аспектах подготовки футболистов, замечая по ходу повествования, что не суть важно, в какой именно футбол играет команда – атакующий, сбалансированный или оборонительный, – ведь самым важным в любом случае остается то, о чем футболист думает и то, что он чувствует. Симеоне знает о чем говорит: он сделал Атлети чемпионом впервые за 18 лет, а Эстудиантес – впервые за 23, то есть мы имеем дело со специалистом, который в короткий срок способен в корне поменять мировоззрение коллектива, снабдив его той самой необходимой вещью, называющейся психологией победителя.
Как и всякий большой художник, пристально изучающий устройство бытия, Симеоне четко осознает несовершенство мира: сливочное Солнце и сине-гранатовая Луна так долго сменяют друг дружку на небосводе мироздания, что уже набили оскомину: футбольная планета под названием Испания устала жить в лавкрафтовском ужасе перед двумя противоестественно сильными богами из параллельной Вселенной; и, наконец, пришло время для запуска третьего светила.
Самое интересное, что для этого даже совсем необязательно выигрывать Лигу чемпионов. Дело в другом. Как и герои вымышленного Вестероса, все так часто твердят «Зима близко», даже не замечая, что она, в общем-то, уже наступила.
Алекс Маннанов, Football.ua