С самого начала сезона новый-старый менеджер Синих принижал возможности своей команды. Он говорил о «процессе создания чего-то нового», о «молодых яйцах» и о том, что окружающие Челси коллективы имеют более мощные составы. Наверное, в какой-то мере это тактика работала, но ближе к апрелю, когда лондонцы допустили несколько необязательных осечек, Жозе стал раздражать даже своих. В субботу он вообще исполнял что-то невразумительное, буквально жалуясь на то, что Манчестер Сити имеет матчи в запасе, и это мешает его команде бороться за чемпионство.
Поражение 1:3 и публичная критика нападающих сделали ПСЖ явным фаворитом противостояния. От Моуриньо нынешнего образца можно было ожидать только одного – очередного рассказа о том, что его команда «пока не готова», а цветущий оппонент рвется к доминированию так, как рвался он сам девять лет назад. Но португалец удивил. «Думаю, мы победим», – сказал он так, будто на дворе снова 2004-й, а завтра вечером Жозе планирует повторить свой легендарный забег вдоль бровки поля на Олд Траффорд.
Волшебник не он, и волшебством, как таковым, здесь и не пахнет. Можно с разной степенью зависти относиться к успехам Челси последнего десятилетия, но этих лет хватило лондонскому клубу, чтобы стать самой поэтичной командой на европейской арене. Вероятно, никто не участвовал в таком количестве драматичных постановок. Гол Луиса Гарсии, еще одно поражение от Ливерпуля, московский финал Лиги чемпионов и циничное убийство в исполнении арбитра Овребо. Челси накапливал неудачи, чтобы в 2012-м выдать то, что еще долго будет считаться самой невероятной победой в Лиги чемпионов. Эта постановка на несколько лет включила в себя все: победы, разочарования, подъемы, падения и харизматичных героев, воскресающих из пепла, как птица Феникс. Вчера вечером оказалось, что постановка еще не закончилась.
Челси не мог установить контроль над мячом в первые двадцать минут поединка с ПСЖ, потеряв к тому же Эдена Азара, чья магия казалась главным ключом к маловероятному успеху. Жозе Моуриньо бросил в бой Андре Шюррле, а сам продолжал без эмоций наблюдать за происходящим. Неожиданно сменился его стиль: прежде португалец позволял себя спортивную одежду разве что в матчах Кубка Лиги, и едва кто-то допускал, что Моуриньо заявится на такую большую битву, словно на обычную тренировку. Во всех его поступках принято искать подоплеку – так реально интереснее, и очень часто португалец просто подыгрывает нашим предположениям. Похоже, спортивный костюм, как и мирное поведение, должны были заставить его команду успокоиться. Несмотря на опыт некоторых исполнителей, у Челси все еще молодая команда – Виллиан, Андре Шюррле, Эден Азар и некоторые другие пока не вкусили вкуса больших побед. Моуриньо делал все возможное, чтобы его команда не паниковала. Он знал, что Челси не так хорош в комбинационной игре, и неудачи при позиционной атаке могли вывести игроков из себя, как это случалось в матчах с Астон Виллой и Кристал Пэлас. На этот раз Синие были предельно спокойны. Заведены, мотивированы, но также спокойны.
Это было особенно важно на завершающем отрезке встречи. Жозе не перестает удивлять. Матч в Париже он начал без единого форварда, матч в Лондоне завершал с тремя нападающими на поле. Его принято считать осторожным тренером, но «осторожность» — последнее слово, которое приходит в голову при виде команды с Сэмюэлем Это`О, Фернандо Торресом, Демба Ба и одним опорником. За это можно было поплатиться, и Эдинсон Кавани был в шаге от того, чтобы лишить Моуриньо очередной похвалы за «тактический ум». Челси принялся грузить мяч вперед, но даже в этом навале не было ни грамма паники – вне сомнений, вчера эта внутренняя уверенность помогла Синим добиться результата.
Демба Ба буквально выстрадал гол, достойный подобной развязки. После игры Моуриньо объяснял, почему он выпустил сенегальца раньше Фернандо Торреса. «Я хотел зарядить его уверенностью, чтобы он не думал, будто играет в футболке с надписью «форвард номер три». Даже если сенегалец и не принял этого сразу, он точно поверил в то, что это сработало. Редкая особенность Моуриньо заключается в том, что он не просто празднует успех – он подчиняет себе момент триумфа, как сделал вчера, таки повторив забег вдоль линии. Тренер в эйфории пинал землю, а затем в одно мгновение переключился и разыграл театральное представление. Вытащил из кучи Торреса, и принялся объяснять тому, как именно следует отыграть последние минуты. Не нужно гадать, чего здесь было больше – показушности или реальных мотивов. Моуриньо совмещает это все в одном, будь это день падения в момент промаха Серхио Рамоса с «точки», либо вечер триумфа, как вчера на Стамфорд Бридж.
Казалось бы, выход в полуфинал для такой команды и такого тренера – обыденное достижение. На этом после игры стоял и Жозе, но собравшиеся только приводили в порядок дыхание и прокручивали в памяти мгновение забега португальца в спортивном костюме. Когда он говорит, что этот клуб – особенный для него, он честен настолько, насколько это возможно в их театральных отношениях. Моуриньо и Челси нашли друг друга, как режиссер и труппа актеров. Они раздражают, но при этом обладаюте несомненным талантом превращать простую постановку в шоу.
Уже на выходе из паба меня задержал слегка охмелевший англичанин. «Ты смотрел матч?» – «Челси? Прекрасная игра. Вы за них болеете?» – «Нееееет. Я болею за Моуриньо. Он – лучший тренер в мире». Не знаю, так ли это на самом деле. Знаю только, что в такие вечера португалец и Челси заставляют поверить в подобное. И это еще не конец, а только четвертьфинал.