На одном из форумов болельщиков Тоттенхэма возникла дискуссия – кто-то из фанов посмел усомниться в легендарности статуса голландского тренера Мартина Йола, проработавшего с командой менее трех лет и не выигравшего ни одного трофея. Вопрос был поставлен ребром – что же он сделал для черно-белой части Северного Лондона?
Варианты в виде всевозможных заслуг Йола перебирались одна за другой, и каждая из них действительно может показаться значимой для дальнейшего развития клуба, но лучше всего высказался один из болельщиков Шпор со стажем: "Он любил клуб так же, как и мы".
Полузащитник Мартин Йол и тренер Мартин Йол проделывали аналогичный путь, форсируя между тремя мощными футбольными державами – Нидерландами, Германией и Англией. Родину коуча трогать не станем – ее присутствие в послужном списке объяснения не требует, но почему же именно немцы с англичанами? Йол никогда четко не формулировал ответа на этот вопрос, но сквозь многочисленные интервью и путем простой логики прослеживается причина: здесь любят футбол. Здесь любят свои клубы, забивая полные стадионы, и устраивая настоящий голосовой "перфоманс" - в честь клуба, в честь игроков и, разумеется, в честь тренера.
То, что Йол старается придерживаться намеченного и опробованного пути в футбольной карьере, говорит о нем, как о человеке с четкими сложившимися представлениями о футболе и его культуре. Он читает книги об этой игре – буквально каждую, что попадется под руки, будь то что-то связанное с тактикой, или одна из многочисленных автобиографий. Но признается, что в его возрасте – а Мартину давно перевалило за пятьдесят, лучшим уроком становится личный опыт. Двадцать лет в тренерском кресле – шутка ли?
Вершина тренерского мастерства по Йолу – личный стиль, благодаря которому твою культуру и философию игры будут идентифицировать по всему миру. Его любимый тренер – Йохан Круифф, как и практически для любого голландца. Нидерланды – маленькое государство, которое в свое время сделало правильный выбор в сторону воспитания техничных игроков, и Йохан сотворил на основе этого целую философию игры.
Разумеется, что место в списке великих тренеров, создававших целую футбольную культуру, он находит и для Валерия Лобановского. "Он акцентировал внимание на движении, перепасовках – игре с мячом в движении. Казалось бы, маленькие и простые принципы. Но когда кто-то следует им каждую неделю, работая на тренировках, вы это видите и произносите: "Эй, это же Лобановский"…" - признается Йол.
Мартину не свойственно бахвальство, и даже после самой удачной и великолепной игры своей команды он говорит: «Мы далеки от совершенства». Он уверен, что достижение совершенства возможно, и та же Барселона максимально приблизилась к этому, в отличии от других европейских грандов демонстрируя свой собственный стиль и свою философию игры. Есть ли такая у Йола? Пока, пожалуй, что нет.
Но он работает. Особый подход Мартин имеет к молодым игрокам. В Тоттенхэме и Гамбурге с ним трудился известный во всей Европе тренер по технической подготовке Рикардо Мониз, который был учеником великого голландского специалиста в этой области Виля Курвера, разработавшего целых девяносто три специальных упражнения, способных усовершенствовать технические навыки игрока. По словам Йола, как минимум восемьдесят из них могут применяться и в наши дни, что он при помощи Мониза удачно использовал в своих предыдущих клубах.
Именно работа с мячом – основа основ для Мартина Йола. Особое внимание в его командах уделяется молодым игрокам, которые в ходе выполнения различных заданий в течение тренировки более пятисот раз соприкасаются с главным футбольным снарядом, что значительно превышает общепринятую норму подготовки футболистов.
Подобные подходы слишком расходятся с тем представлением о Йоле, которое кому-то было выгодно слепить в Англии. По большому счету, это – отголоски противостояния Тоттенхэма и Арсенала, которое голландец воспринял как настоящий фан, ведь сам, по собственному признанию, с детства болеет именно за Шпор. При Йоле Тоттенхэм стал реальной угрозой грандам, и в 2006 году только чудом не лишил Арсенала места в четверке Премьер-лиги. Гордящиеся исключительной интеллигентностью и интеллектуальностью своей команды, фаны Арсенала даже пустила в народ популярную шутку.
Дескать, однажды пришел Мартин Йол на тренировку Арсенала, пообщаться с Венгером. "Почему вы все время обыгрывает Тоттенхэм", - спросил Мартин. Венгер ничего не молвил, лишь подозвав к себе Сеска Фабрегаса.
- Сынок, ответь мне быстро на вопрос: кто сын брата твоего дяди? - задал вопрос Венгер.
– Я! – убедительно ответил Фабрегас.
- Мои игроки умны, - молвил француз.
На следующий день Йол проводил собственную тренировку, и решил испробовать трюк на ком-то из своих игроков.
- Димитар, слушай, кто сын брата твоего дяди? – спросил Йол.
- Не знаю, босс.
Бербатов побежал посоветоваться с Ледли Кингом, задав тому тот же вопрос.
- Ледли, кто сын брата твоего дяди?
- Я.
- Босс! Я знаю ответ! Это Ледли! – прокричал болгарин.
– Идиот! Это Сеск Фабрегас!
Йол всегда защищал собственных игроков, и не в последнюю очередь поэтому стал легендой на Уайт Харт Лейн. Еще начиная помощником у Жака Сантини в дебютном матче сезона против Ливерпуля, Мартин произвел впечатление на поклонников. Совсем юный и не выглядящий устрашающе защитник Фил Айфил, не желая того, попал в стычку с игроком Ливерпуля. Сантини стоял молча, в то время как Йол своей медвежье фактурой закрыл Айфила и выпалил что-то в духе: "Давай сначала разберись со мной!» А все тому же Арсену Венгеру он советовал больше не набрасываться на него по ходу встречи. «Он не знает, насколько я силен!"
Даниэль Леви наверняка немало сделал для нынешнего Тоттенхэма, но главной его ошибкой по-прежнему почитают увольнение Мартина Йола после неудачного старта сезона. Леви хотел построить команду из молодых футболистов, впоследствии способных стать большими звездами - Майкл Каррик, Майкл Доусон и другие. Йол был не против, хотя прекрасно понимал, что для достижения больших целей необходимые уже состоявшиеся игроки. "Есть пример, отрицающий это – амстердамский Аякс 1995 года, выигравший Лигу чемпионов. Средний возраст этой команды – 21 год. Все возможно", - признается Йол, и наверняка посматривает на нынешнюю команду из Амстердама, которую он продолжает создавать.
Кажется, он отказал Фулхэму именно по той причине, что хочет наконец создать свою собственную философию игры, или понимает, что все, что возможно придумать, - придумано до него, а сам Мартин лишь способен копировать тот или иной стиль. Зато Йол твердо уверен, что если игрок держит какую-то мысль в голове и верит в ее осуществление, преград для этого в реальности нет. «Футбол начинается в голове, я это знаю», - признается голландец, который в одном только Гамбурге в течение сезона помог прогрессировать целому ряду футболистов, раскрывшихся даже не на своих родных позициях.
А, может, отказал он из-за любви к Тоттенхэму. Любви совершенно искренней, пусть она на самом деле и не родилась когда-то в глубоком детстве. "Если бы у меня было два миллиарда долларов, я бы купил Арсенал, сделал из Эмирейтс парковочную стоянку и отстроил новый стадион для Тоттенхэма", - говорил он вскоре после увольнения, не держа ни на кого обиды и благодаря болельщиков за каждую проведенную вместе минуту.
И знаете что? Взглянув на то, чего он добился и оставил после себя в Ваалвейке, Тоттенхэме, Гамбурге и, стоит полагать, Аяксе, приходишь к выводу, что свою философию и стиль он уже создал. И если какой-то менеджер будет бросаться в огонь за своих игроков и болельщиков, при этом показывая хорошие результаты на футбольном поле, можно будет смело произнести: "Эй, это же Йол".
Иван Громиков, Football.ua