Если вы читали автобиографию Златана Ибрахимовича, то легко представляете себе город Мальме. Куда ни глянь – кругом велосипеды, которые мастерски воровал Златан – в детстве и юности у него это получалось даже немного лучше, чем игра в футбол.
Велосипедов на пустынных улицах Мальме полно – раза в три больше, чем прохожих. Да и воровать их – дело нехитрое. Велики привязаны и закреплены так, что необязательно обладать гигантском силой – расправиться со средствами защиты можно без особых усилий. Правда, последователей Ибры, судя по всему, не очень много – по крайней мере, в том районе, где поселили нас, журналистов, и команду.
Возможно, в Русенгорде – родном районе Ибрахимовича, и других неблагополучных местах Мальме велосипеды охраняют тщательней. Там вообще течет совсем другая жизнь – и не только в плане средств передвижения.
"Вы туда, конечно, съездить можете, но главное правило – не доставайте камеру", – рассказывает нам работник домашней арены Мальме. Сам он из Таджикистана, живет в Мальме достаточно давно – правда, в благополучном районе, но и о других местах 300-тысячного города знает достаточно:
"Визуально там ничего особенного, вы бы из окна автобуса даже не определили бы – гетто это или нет. Разве что люди похуже одеты. Но стоит вам взять камеру – начнутся проблемы. Пару раз журналисты ездили туда поснимать картины жизни местных – заканчивалось все не очень хорошо".
Со времен Златана, по словам нашего приятеля-таджика, кардинально жизнь на окраинах Мальме не изменилась: "Когда Ибра был маленький, там существовало балканское гетто, где жили, в основном, бывшие югославы. Сейчас такого разделения нет. Есть просто гетто, где живут все подряд: балканцы, арабы, африканцы и прочие".
"А вообще, лучше всего было бы и кошелек оставить дома", – вставляет свои пять копеек в описание опасных районов Мальме водитель нашего автобуса по пути с очередной пресс-конференции в отель. Прекрасно владеющий английским водитель устроил нам мини-экскурсии, проехав мимо основных достопримечательностей городка: церковь, один из крупнейших парков, кладбище в самом центре Мальме.
В продолжении темы эмигрантов – оказывается, Мальме является одним из европейских центров пророссийских движений Донбасса. Первые признаки – на многих столбах в центре города расклеены мини-листовки в поддержку террористических группировок. Чуть позже узнаем, что в Мальме действительно немало сбежавших из Донбасса в Европу сепаратистов. Правда, от прохожих русскую речь от незнакомых людей лично я услышал только однажды – две девушки гуляли по центральной улице с колясками.
Почему именно Мальме? Всезнающий таджик видит простое объяснение: "Дело в том, власть сквозь пальцы смотрит на нелегальных эмигрантов. Статус беженца и пособие выдается где-то шести процентам из десятков и сотен тысяч желающих. Но остальное тоже сюда приезжаем, живут, даже могут рассчитывать на медицинское обслуживание, хотя их пребывание является незаконным. Власти их особо не трогают".
В целом, Мальме – город не по портовому спокойный. Местная Копакабана – пляж на берегу Балтийского моря – глубокой осенью не впечатляет, а дикие летние вечерники, о которых говорят местные, даже трудно представить – уж очень все выглядит отрешенно и размеренно.
Главный местный колорит – традиция жителей Мальме не опускать шторы и не устанавливать жалюзи на окна. Представьте, что вы живете на первом этаже и все, что вы делаете в собственной гостиной, может разглядеть любой прохожий. Допускаем, что разглядывание чужих окон в Мальме – моветон, но все же особенность необычная и, как говорят, больше распространенная в Дании.Впрочем, от Мальме до датской столицы Копенгаген полчаса езды на автобусе – так что, тут все перемешалось. Решеток на окнах, само собой, тоже нет – полная прозрачность, в стиле грузинских чиновников.
"Привет, меня зовут Питер, я пресс-аташе Мальме", – перед началом открытой тренировки чемпиона Швеции чудеса гостеприимства показывает главный клубный работник по связям со СМИ. Питер любезно рассказывает все нюансы проведения завтрашнего матча. Во-первых, гарантированно будет полный стадион. Во-вторых, на матчах Лиги чемпионов допустимая вместительность – 20 тысяч, хотя на матчи чемпионата стадион может заполняться до 24 тысяч. Питер хвастается, что даже на внутренние игры стадион прилично заполняется – приходит около 17-18 тысяч. Прекрасный результат по меркам Украины, где футбол вроде как является спортом №1 (в Швеции – №2 в лучшем случае), а население большинства городов с большим футболом явно переваливает за 300 тысяч. Третья деталь от Питера касается стоимости билетов – от 20 евро за самый дешевый пропуск. Правда, с любого места арены Мальме, подозреваем, открывается вполне пристойный вид – даже с того, что за два десятка евро. Стадион ведь футбольный, поле очень близко и в любой точке можно обойтись без театрального бинокля.
Кстати, руководство Мальме решило укоротить ширину поля на пару метров. Такой же трюк они проделывали перед игрой против Реала. Цель проста – чем уже поле, тем легче защите сохранять компактность и не давать вингерам соперника разбежаться. У Луческу на пресс-конференции об этом спрашивали, но тренер Шахтера жаловаться не собирался: "Нормальное поле, ничего особенного".
Что из себя представляет Мальме – знают в Украине немногие. Чтоб больше понимать о сопернике Шахтера, я решил между пресс-конференциями присесть за столик конференц-зала вместе с журналистом ведущей шведской газеты Expressen Йоханом Воллом. Над нашими головами нависала мини-выставка различных кубков Мальме (в основном, незначительные турниры – либо юношеские, либо межсезонные) и раритетные снимки Златана в клубной форме – подходящая атмосфера, чтоб разузнать все о шведском гранде.
– Мальме поменял стиль игры по сравнению с прошлым сезоном, – начинает сливать информацию о своих Йохан. Тогда у них было больше лонгболлов, больше передач на высокого форварда. Сейчас у Мальме лучше налажены контратаки, пытаются играть низом. Хотя я думаю, что против Шахтера Мальме будет пытаться контролировать мяч.
– Мальме идет на пятом месте в чемпионате – кресло тренера уже немного шатается?
– Главное объяснение – огромные проблемы с адаптацией новых игроков. Их просто очень много – по сравнению с прошлым сезоном из основного состава осталось всего лишь трое – ну куда это годится, о какой стабильности состава можно говорить. Так что, к тренеру претензий тут не так много – трудно влить безболезненно состав такое ненормальное количество игроков.
Мальме – нестабильная команда. В их лучший день, на кураже они могут обыграть Шахтер. Если это будет не лучший день – попадут вчистую, 0:3, а может и больше. Нестабильная команда.
– Какая стратегия клуба? Покупать африканцев, воспитывать своих – и на продажу?
– В общем, да. У нас лучшая академия в Швеции, плюс создается такой себе микс из игроков со всего мира: балканцы, африканцы, есть даже уругваец. Только кто-то выстрелит – его сразу продают.
– Тем не менее, кроме продажи Златана трудно вспомнить большие трансферы от Мальме.
– Ни одной большой сделки, даже близко сопоставимой. Можно вспомнить Джимми Дурмаза, который сейчас в Олимпиакосе. Понтус Йонссон играет в итальянском Торино, Филипп Хеландер ушел в Верону. Но все эти трансферы в лучшем случае потянули на миллион долларов каждый.
– Мальме – богатый клуб? Сколько в среднем получают игроки?
– Для Швеции – богатый, конечно. Особенно важно, что клуб попал в Лигу чемпионов – гарантированно получат очень много денег. Их можно инвестировать и в трансферы, и в стадион, и в академии, и в зарплаты игрокам – это все замечательно.
Насчет зарплат – больше, чем в клубах Швеции. В среднем – около десяти тысяч евро в месяц. Лучшие игроки могут получать больше – 15 или 20, а молодые – около пятерки в месяц.
– Кто главный лидер Мальме?
– Розенберг – это однозначно. Он очень долго играл в Европе – Испания, Германия. Но потом решил – хочу вернуться домой, перевезти семью, осесть в Мальме. Это игрок высочайшего уровня.
– Ваша команда – домашняя?
– Сто процентов. Даже в квалификации мы провалили матчи в гостях, но сумели дома взять свое. Атмосфера тут нереальная: пение, акустика, близость болельщиков к игрокам – их отделяет пару метров.
Так что, разминайте ваши уши – будет очень шумно. И не забудьте прийти за час до начала игры – уже тогда на стадионе начнется большое движение.
Трудно поверить, что в полупустом Мальме может собираться полный стадион – ну, это хотя бы представить более-менее реально. А вот вообразить, что эти уравновешенные люди умеют устраивать ад на трибунах – практически невозможно. Но придется поверить на слово – до тех пора, пока не проверим сегодня вечером.
Глеб Корниенко, Football.ua из Мальме