Мало кто знает, что свой первый тренерский опыт Пеп Гвардиола получил в сезоне 1996/97 в возрасте всего 25 лет. В ту пору на Камп Ноу закончилась 8-летняя эпоха Йохана Кройфа и все были озадачены насущными вопросами, главными из которых являлись: куда плыть дальше, и как, собственно, это делать? Для разрешения всяческих дилемм в столицу Каталонии прибыл Бобби Робсон – тогда еще не сэр, но тренер прославленный, бравший со скромным Ипсвичем Кубок Англии и Кубок УЕФА, плодотворно проработавший в чемпионатах Голландии и Португалии, а кроме того, создавший самую привлекательную сборную Англии в ее истории. Для любого нового наставника Барселона выступала в качестве слишком привлекательного фона, чтобы его можно было просто так взять и испортить, но английский специалист оказался близок к этому как никто другой. Многообещающая претемпорада – приезд гениального вундеркинда Роналдо, асоциальный Христо Стоичков, вернувшийся из неудачного вояжа в Италию, потертая физиономия баскского центрокамписты Хосе Марии Бакеро, размышлявшего о том, повесить ли бутсы на гвоздь окончательно или еще полгодика поиграть в Мексике, — оказалась уничтожена первой же тренировкой под руководством Бобби Робсона.
На тактическом занятии 63-летний специалист опустился на колени и стал что-то чертить мелом на полу раздевалки, не видя, что игроки Барсы в ужасе переглядываются между собой. Ранее этих футболистов тренировал Йохан Кройф, эго которого располагалось аккурат посредине солнечного ядра, и к такому поведению «мистера» они не привыкли. Проблем добавляло и то обстоятельство, что Робсон знал по-испански всего с десяток фраз, половина из которых относилась к идиомам, поэтому амбициозный Жозе Моуриньо, закрепленный при английском специалисте в качестве переводчика, всегда добавлял что-то и от себя. Чтобы не было путаницы и мешанины, окончательный план на матч рождался коллективным разумом лидеров раздевалки: Надаль, Серхи, Гвардиола, Абелардо, Бакеро и Амор (пятеро затем станут тренерами, один – футбольным функционером) выступали в роли симулякра. По итогам сезона Барса выиграет три титула, среди которых не будет национального чемпионата (блаугранас впервые в своей истории забьют больше ста голов – 102, наберут очков больше, чем в любом из сезонов с Кройффом, – 90, но отстанут от Реала всего на два пункта – прим. Football.ua), попрощается с Бобби Робсоном, а многие ее футболисты окончательно выберут для себя дальнейшую тренерскую стезю.
В той команде Гвардиола отвечал за организацию атак и розыгрыш стандартных положений, работая, кроме всего прочего, и над элементами высокого прессинга. Уже став тренером, он жалел о том, что в свое время не уделял большого внимания оборонительной игре, и впоследствии Пепа Гвардиолу можно было частенько видеть на матчах низших испанских лиг, где он внимательно следил за тем, как маленькие коллективы выстраивают оборонительные редуты. Йохан Кройф считал, что лучший футбол – дворовой, и все по-настоящему инновационные идеи появляются именно в тех поединках, в коих одна ватага мальчишек противостоят другой; для Гвардиолы же настоящим тактическим плацдармом стали низшие испанские лиги: он до сих пор своей важнейшей тренерской викторией считает выигрыш подгруппы третьего испанского дивизиона с Барселоной-Б в сезоне 2007/08 и последующий выход в Сегунду, второй испанский дивизион.
Говорят, что за 4 года с первой Барсой Пеп постарел на 10 лет, но потеря нервных клеток – типичная плата тренеров за ту роль, которую они играют в футболе, особенно, если речь идет о тренерах-перфекционистах. Сезон 2008/09, первую темпораду Гвардиолы во главе главного каталонского коллектива, он начал с гостевого поражения от Нумансии и домашней ничьей с кантабрийским Расингом. Внешне это выглядело так: команда играла, но не использовала голевые моменты. 14 сентября, на следующий день после 1:1 с Сантандером на Камп Ноу, Гвардиола совершил три телефонных звонка трем разным людям, чье мнение высоко ценил и задал один и тот же вопрос: «Все ли я делаю правильно?»
«Продолжай», — ответили Пере Гратакос, Марсело Бьелса и Йохан Кройф.
Он продолжал, и следующее поражение Барсы в Примере случилось только в 2009 году – само собой, в феврале месяце.
Важнейшим качеством для большого тренера является умение работать со звездами. Это тяжелейший аспект тренерского ремесла, поскольку наставник имеет дело с совершенно разными людьми, у которых не один скелет в шкафу, а целое кладбище. Хосеп Гвардиола никогда бы не смог найти общий язык с Арьеном Роббеном и Франком Рибери, если бы в свое время не нашел взаимопонимание с Лионелем Месси. До прихода Пепа в первую команду рекорд Эль Лео по количеству голов за сезон в национальном первенстве равнялся 14 мячам, с Пепом же он забил 23 в первом сезоне, свыше 30 – во втором и третьем, и фантастические 50 мячей – в четвертом. Именно при Гвардиоле произошла эволюция аргентинского аттакера, когда он превратился в лучшего футболиста планеты. Для тренера это было нелегко: с количеством голов и титулов росли авторитет и апломб Месси, и именно ради этого невероятного роста наставник каталонцев задвигал на задний план и фланг атаки Самюэля Это’О, Давида Вилью и Златана Ибрагимовича. Аргентинец ненавидел, когда его меняли и не любил индивидуальных установок, но Пеп нашел способ выдачи указаний, не прибегая к прямому диалогу. «Хави и Иньеста, — обращался он к двум полузащитникам Барсы, двигая магнитные фигурки по тактической доске, — вы должны начинать прессинг вот в этой зоне. Ничего сложного, поскольку Лео будет старательно прессинговать соперников еще выше».
В 2011 году Алехандро Сабелья был назначен главным тренером сборной Аргентины, и первым делом позвонил Пепу: «Что мне нужно знать о Месси?»
Монолог Гвардиолы длился около 40 минут.
В Баварии было уже легче, поскольку Пеп имел опыт общения со звездными футболистами, и избегал повторения ситуации, которая возникла в Каталонии со Златаном Ибрагимовичем, когда тренер и форвард попросту не разговаривали между собой. Гетце сравнивали с Месси, Филипп Лам и Тьягу Алькантара обнаруживали новые функции на поле, а футбол клуба из Мюнхена, чья аббревиатура была для Пепа столь же родной как маленькая семитысячная глушь под названием Санпедор, затерянная в сельскохозяйственных угодьях Каталонии, обрастал знакомыми чертами тики-таки. Во время первого сезона на баварской земле Гвардиола принес своему новому клубу 4 титула, завоевал Серебряную салатницу аж в марте, и единственным, что омрачало весь этот праздник атакующего футбола, стало поражение с суммарным счетом 0:5 в полуфинале ЛЧ от давнего врага – Мадрида.
«Когда тренер терпит поражение, — философствовал Пеп, — то он должен уметь извлекать из него уроки. Поражение может стать шагом назад ради двух последующих шагов вперед – но только в том случае, если его причины будут тотально разобраны – с тем, чтобы они больше никогда не повторились».
Как его еще один великий современник, Жозе Моуриньо (которого Пеп, лишь однажды публично потерявший контроль над собой, назвал как-то «Е*аным чемпионом мира по пресс-конференциям», что, кстати, необычайно воодушевило футболистов Барселоны), Гвардиола не считает, что поражения команде следует воспринимать в рабочем режиме. По его концепции, поражение – это нечто ненормальное, выходящее за рамки, из ряда вон, удар по самолюбию тренера и игроков, и они ни в коем случае не должны привыкать к таким ударам. Но если Жозе Моуриньо на инструктаже перед игрой терпеливо объясняет предстоящий на поле процесс словами: «Если мы сделаем вот так и вот так, а вот здесь вот – сыграем вот так, то мы не проиграем этот матч», то Гвардиола говорит: «Если мы сделаем вот так, то мы обязательно победим».
Победа, равно как и титулатура, является краеугольным камнем развития и роста футбольного коллектива, но в этом случае Гвардиола всегда славит футболистов. «Парни, вы удивительная команда, я бы ничего никогда не достиг, если бы у меня не было вас», — сказал он раздевалке, уходя из Барселоны. «Я еще ничего тут не заработал. Этот трофей принадлежит замечательным футболистам Баварии и тренеру Юппу Хайнкесу, который и построил эту команду», — эти слова были сказаны после того, как Пеп выиграл свой первый трофей с немецким клубом. Хотя уже тогда в мюнхенской команде были заметны фирменные интонации Пеп Тим: совсем уже скоро она превратится в настоящую Пеп Манншафт.
Но, безусловно, главная черта Хосепа Гвардиолы как тренера – это умение и желание учиться. Он извлекает уроки не только из поражений, но и из любого матча, проведенного его командой, вообще. Чтобы стать хорошим тренером, нужно жить футболом – Алекс Фергюсон и Висенте дель Боске знают об этом не понаслышке. Пеп из этой же фанатичной когорты: он может сходить на концерт или премьеру фильма, или даже полежать на диване с хорошей книгой, но откровенно признается, что вести беседу на не футбольную тему способен только в течение полчаса, затем ему становится скучно. Практически во всех клубах есть специалисты, изучающие команду-соперника и часами просиживающие перед монитором, дабы раскрыть все ее сильные и, что особенно, важно, слабые стороны. Хосеп Гвардиола искреннее не понимает, как настолько интересную работу можно доверить кому-то другому, поэтому днями и ночами просматривает игры противников. Как говорит сам тренер, он любит моделировать игру своей команды с учетом анализа просмотренного видео: «Это как будто ты предсказываешь будущее. Ты знаешь, что у них провисает левый фланг, поэтому туда постоянно смещается один из твоих центральных полузащитников, создавая дополнительное давление. В конце концов это приносит свои плоды, и команда забивает мяч именно из той зоны соперника, которую ты счел слабой. Это именно тот случай, когда ты остаешься доволен самим собой».
Германия дала Гвардиоле не только Октоберфест с официантками, издали напоминающими Анну Семенович, но и тот самый новый опыт, о котором он столь страстно мечтал. Новый чемпионат и новые эмоции превратили Гвардиолу, выхолощенного Барсой и традиционным сумасшедшим каталонским давлением, в того жизнерадостного молодящегося мужчину, который когда-то пришел тренировать Барселону-Б. Нынешнего Пепа тоже переполняют идеи и эмоции, а двухраундовая дуэль с Шахтером – еще одна часть учебного процесса, еще один полигон для экспериментов и еще один шажок на пути к «Большим ушам».
Команды Пепа Гвардиолы называют машинами, но это всегда машины с человеческим лицом: спортивная эстетика превалирует в них над механическим желанием зажигать табло, и выигрывать некрасиво они не умеют в принципе.
Как, впрочем, и проигрывать.
Хосеп Гвардиола в качестве тренера против украинских клубов:
Год: 2008
Турнир: Лига чемпионов /групповой этап/
Матч: Шахтер – Барселона 1:2
Голы: Илсиньо – Месси-2
Год: 2008
Турнир: Лига чемпионов /групповой этап/
Матч: Барселона – Шахтер 2:3
Голы: Силвиньо, Бускетс – Фернандиньо, Гладкий-2
Год: 2009
Турнир: Суперкубок Европы
Матч: Барселона – Шахтер 1:0 (д.в.)
Голы: Педро
Год: 2009
Турнир: Лига чемпионов /групповой этап/
Матч: Барселона – Динамо Киев 2:0
Голы: Месси, Педро
Год: 2009
Турнир: Лига чемпионов /групповой этап/
Матч: Динамо Киев – Барселона 1:2
Голы: Милевский – Хави, Месси
Год: 2011
Турнир: Лига чемпионов /четвертьфинал/
Матч: Барселона – Шахтер 5:1
Голы: Иньеста, Даниэль Алвеш, Пике, Сейду Кейта, Хави – Ракицкий
Год: 2011
Турнир: Лига чемпионов /четвертьфинал/
Матч: Шахтер – Барселона 0:1
Голы: Месси
Алекс Маннанов, Football.ua