Квотербек

Майкл Каррик, фото thesun.co.uk

Football.ua рассказывает о ключевом исполнителе в игре соперника Шахтера в очередном матче Лиги чемпионов.

В такие мгновения Майкл Каррик скромно отводит взгляд в сторону и выдает несколько аккуратных фраз. Он не любит говорить о себе, своей роли в команде и недостаточном количестве матчей за сборную. В «игре мнений» словами полузащитника Манчестер Юнайтед всегда выступает его игра.
 
Сэр Алекс Фергюсон однажды назвал Майкла «настоящим игроком Манчестер Юнайтед». После семи лет успешных выступлений за один из сильнейших клубов мира нет оснований упирать на несоответствие Каррика гордому имени манкунианцев, но за этим высказыванием стоит нечто большее. «Люди смотрят футбол из-за голов, это главное событие любого футбольного матча», — без обид объясняет свой скромный статус полузащитник. Эти же семь лет он, как никто другой из блистательных атакующих футболистов МЮ, демонстрировал стабильный уровень игры – стал оплотом возродившейся мощи команды, ее верным представителем в лучшие и худшие дни. Поведение и манеру игры Каррика отличает класс – тот, который должен отличать «настоящего игрока Манчестер Юнайтед».
 
Имя воспитанника Вест Хэма редко воспевают болельщики, и лично ему проще объяснять себе их сдержанность неподходящей для создания рифмы фамилией. Однажды он сам провел пару часов в безуспешных попытках использовать слово «Каррик» хотя бы в двух созвучных строках, но это был редкий случай, когда Майкла хотя бы отчасти заинтересовало его положение в среде, широко обозначаемой словом «медиа». Чтение спортивных газет он заканчивает на первой странице, а в программе Match of The Day смотрит все, кроме той части, где Гари Линекер и компания остроумно анализируют действия футболистов. Он оградил себя от «игры мнений», оставшись в самой игре, где имеет вес мнение только менеджера, партнеров и его самого. Внимательно подходящий к своей работе человек лучше других знает, когда он был недостаточно хорош: чтобы использовать это свойство, нужно быть честным и лишенным груза стороннего анализа. В обществе эпохи интернета, где каждый человек должен фонтанировать взглядами и суждениями, Майкл Каррик выполняет свою роль, а на его защиту каждый раз становится статистическая сводка. Согласно ней, полузащитник МЮ входит в число самых аккуратных и продуктивных распасовщиков Европы.
 
Журналисты то и дело поднимают разговор о том, в той ли стране родился Каррик, прежде не получавший должного внимания со стороны тренеров сборной. Они обращаются с этим вопросом к самому Майклу, на что он банально пожимает плечами. Ему нет до этого дела, на протяжении карьеры он по максимуму использует свою самую сильную сторону и получает доверие ровно тех, кто был в состоянии оценить этот талант. Академия Вест Хэма на стыке столетий подарила английскому футболу ряд исполнителей выдающегося потенциала – несколько имен даже среднестатистический болельщик назовет с ходу. Долговязый защитник Рио Фердинанд сформировался в идеального центрбека и получил мировое признание. Техничный нападающий Джермейн Дефо с сокрушающим непостоянством забивал красивые мячи за самые разные клубы. Великолепный креативщик Джо Коул провел несколько великих сезонов в Челси, но был отодвинут на второй план из-за участившихся травм. В этом списке Каррик ближе всего к Фердинанду. Майкл также добился поступательного профессионального прогресса, но его признание (хоть бы и мировое) – куда больше признание коллег и специалистов, чем простых зрителей.
 
Этому имеется простое объяснение. Футбол – не только игра мнений, но даже больше – игра эмоций, формирующих это мнение за пинтой пива. Вопрос страны неактуален: английские болельщики ценят в игре ровно то же, что болельщики любой другой страны. Им нужен эффект: красивые передачи, сэйвы и, конечно же, голы. Ошибки центральных защитников вызывают колоссальный гнев, оборачивающийся вылитым на соседа пивом, но также зрителю тяжело пропустить определяющий подкат игрока задней линии, спасшего команду от внешне неминуемого гола. На обрезки опорных полузащитников комментаторы делают не меньший акцент, но у них объективно не находится эмоций, чтобы охарактеризовать спокойную диспетчерскую работу центрхава. В журнале Four-Four-Two Каррик давал несколько уроков игры на своей позиции, один из которых сводился к умению ждать. Отдавать пас ближнему, а не обострять игру меткой диагональю: давать возможность своим партнерам найти пространство, продвинуться вперед и перестроиться для создания преимущества в атаке. На поле Каррик – «квотербек» из американского футбола, с той лишь разницей, что игроки NFL пользуются вниманием зрителей и любовью черлидерш, а Каррик формирует позиционную игру для таких звезд, как Криштиану Роналду и Уэйн Руни.
 
К 32-м годам Майкл имеет пять чемпионских титулов в составе Манчестер Юнайтед, три финала  Лиги чемпионов, один из которых победный, а два других – с Барселоной. Он был одним из немногих звездных игроков Вест Хэма, решивших хотя бы на сезон задержаться в первом дивизионе и помочь команде вернуться обратно. Он был в числе тех, кто был отравлен безответственным поваром за шаг до исторического выхода Тоттенхэма в Лигу чемпионов. Но для сборной Англии он долго оставался никем: имея колоссальный опыт в составе сильнейшей английской команды, он только-только подбирается к отметке в 30 сыгранных матчей за Трех львов. Рой Ходжсон ценит «испанскую» (как принято считать сейчас) манеру игры Майкла, но прежние менеджеры чаще всего обходили уроженца Ньюкасла стороной. И это все тот же эффект, от которого, что вполне реально, пострадали на последних турнирах родоначальники. Присутствие Фрэнка Лампарда и Стивена Джеррарда, двух великих футболистов очень отличного от Каррика склада, создавало трудности как и самим, так и игроку Юнайтед, не попадавшему в ту игровую концепцию сборной, что подразумевала динамичность действий.
 
Сейчас он не только получает долгожданную возможность закрепиться в сборной, но и возвращает ненадолго утраченные позиции в клубе. По итогам прошлого сезона Каррик попал в список претендентов на звание лучшего игрока Премьер-лиги и стал личным фаворитом Арсена Венгера, отметившего высокий футбольный интеллект полузащитника Манчестер Юнайтед. Последнюю пару сезонов Каррик неустанно набирал форму, которая пошла на спад после финального матча Лиги чемпионов 2009 года, где он и его команда были уничтожены великолепной полузащитой Барселоны. Это был редкий случай игрового провала, и сам Майкл категорически отказывается связывать свои последовавшие неудачи с якобы психологическим ударом. Нестыдно в один вечер оказаться слабее Хави и Иньесты, тем более что именно ты был ключом к успехам команды, общий результат которой в эти годы был перебит одной только Барселоной. Об этом знают его партнеры. На Олд Траффорд Каррик пришел, чтобы стать прямой заменой Рою Кину, но при этом оставил собственный след – будучи полной противоположностью ирландцу по характеру, Майкл стал таким же определяющим человеком в центре поля, мастерство паса которого идеально вписалось в философию Юнайтед.
 
Он скромно отведет взгляд в сторону, когда ему напомнят о восторгах Хави на его счет. Игра «квотербека» Манчестер Юнайтед говорит лучше любых слов – и есть подозрение, что свое последнее слово один из самых умных английских футболистов еще не сказал. Восторги останутся для тех, кто играет с эффектом – только помните, что этот эффект рождается благодаря честной работе скромного воспитанника Вест Хэма. Его всегда точный пас «называет» комбинацию, по которой должны сыграть партнеры. 
 
Иван Громиков, Football.ua