Ветер перемен

(с) Getty Images

Нет ничего важнее стремления что-нибудь изменить. Будь то мир, футбол или хотя бы собственную жизнь. Не попытавшись это сделать, в конце наверняка будет трудно называть жизнь полноценной. Пусть даже все закончится неудачей. Разочарованием. Катастрофой.

Труднее всего изменить мир. Не менее трудно заметить это изменение невооруженным взглядом как раз в момент, когда оно происходит. Сколь бы внимательно мы не смотрели в окно, чтобы  увидеть момент, когда лето превращается в осень, ничего не получится. Но стоит отвлечься хоть на минуту, сразу убеждаем себя в том, что все пропустил.
 
Но на этот раз мы ничего не пропустили. Перемены творились на глазах. С точки зрения интриги, напряжения два полуфинала Лиги чемпионов были слабыми. Не давало оторваться от экрана то самое ощущение перемен. Нельзя пропустить этот момент и должно внимать всему происходящему.
 
В 21.00 вторничного вечера мы бы рассмеялись на предположение какого-то недотепы, что общий результат первых полуфиналов будет 8:1. И вообще не понимали, как можно сомневаться в величии испанского футбола. Никто бы с вами не спорил, учитывая едва помещающие на груди ордена. Если красота вещь субъективная, то победы в такой же степени объективны. Именно они сделали так называемый испанский стиль великим. Непогрешимая Барселона, холодный и расчетливый Реал.
 
Тогда, меньше 48 часов назад, никто не осмелился бы оспаривать лидерские позиции испанского стиля игры. "Они новая Барселона" — лучший комплимент. "Мы хотим быть Барселоной" — высшая степень амбиций. Доходило до маразма, барселоно-испанский футбол стали называть последней точкой развития игры. Выше только небеса.
 
Эти матчи низвергли икону. Нет, Барселона сильна, красива и все еще жадна до побед. Только у этой команды больше нет статуса бессмертных. Боги не проигрывают со счетом 0:4. До каждого движения просчитывающие игру команды не проигрывают со счетом 1:4.
 
Это может быть совпадением и даже стечением обстоятельств, Особенно если каждый матч рассматривать отдельно. Совпадений на таком высоком уровне просто не бывает. Допустим, закономерность. Но в чем именно? Что немецкий футбол сейчас сильнее испанского, а значит, сильнейший в Европе? Разговоры подобного рода случаются едва ли не каждый год. Это скользкая тема из тех, где доказать свою правоту практически нереально.
 
Закономерность в другом. Футбол не стоит не месте. Были растоптаны команды, которые еще два года назад, даже два дня назад считались сильнейшими в европейском футболе. Такие вещи делают футбол прекрасным. Он не бывает однообразным и никому еще не удавалось обесечивать себе непобедимость на годы вперед. Футбол меняется. И в отличие от большинства случаев сейчас это можно было увидеть.
 
Поражение Барселоны уже сравнили с концом великой команды Йохана Круиффа. Тогда Барселона также проиграла со счетом 0:4, только в финале Лиги чемпионов Милану, после чего уже не была сильнее прежней. Такую историческую параллель еще поискать нужно. И потом скажите, что в жизни не случается повторений…
 
Бавария и Боруссия — два клуба с разной дорогой к нынешней судьбе. Дортмунды изменили мир не вчера, обыграв Реал и фактически обеспечив себе выход в финал Лиги чемпионов. Вообще глупо считать неожиданным попадание в полуфинал команды, которая дважды подряд выигрывала чемпионство у Баварии, явно не неожиданного финалиста. Одни всегда были богаты, другие кропотливым трудом превратили себя из нищих в успешных и финансово стабильных. У них разный подход ко многим вещам, но у них одинаковые доминантные признаки, как у родных братьев. Сейчас это игра.
 
Удивительно, что похожий футбол поставили им совершенно разные тренеры. Один из них будто рожден с благородной сединой и всегда носил строгий костюм. Учитель старой закалки. Возможно, профессор. Его трудовая книжка заполнена напоминаниями о самых разных, но непременно успешных местах работы. Он преподает в классическом стиле. Требователен. Второго будто играет Робин Уильямс. Костюм ему жмет, не позволяя прыгать во время забитых мячей. Он говорит красиво, складно и весело. Имеет наклонности и вид творческого человека. Вероятно, художника.
 
С таким разным подходом они сумели создать не просто две равноценно успешные команды, но еще и футбол привили им близкий по характеру. Футбол Барселоны-Испании заставил говорить, что сила мысли сильнее силы мышц. Этот "новый футбол" немецких команд объединяет силу мысли и силу мышц. Пока Езил думал, как ему принять мяч и потом сделать нечто гениальное, у него отбирали мяч и стремглав неслись вперед. Чтобы перейти центр поля Барселону требовалось два десятка пасов, Баварии – два. 91 из 99-ти ТТД Хави в атаке было удачным, у Мюллера 33 из 58-ти. И кто из них герой матча, а кто разочаровал?
 
В предыдущем абзаце оборот "новый футбол" не зря взят в кавычки. И до Барселоны играли в короткий пас, и до Баварии-Боруссии играли в стремительный атакующий футбол с большой физической нагрузкой. И сейчас играют. И будут играть потом. Придумать что-то новое в современном футболе практически нереально. Совсем другое дело — придумать нечто великое. Придумать и сделать его великим.
 
Немецкие клубы своими победами также не сделали футбольный мир новым, они сделали его другим. Изменили мир. Да-да, всего двумя победами, как бы пафосно это не звучало. Сделали то, о чем только мечтают многие.