ТУРИНстические заметки

В Турине поклоняются Пирло, football.ua

Турин. Лично у меня, как и большинства обывателей, этот город на северо-западе Италии всегда ассоциировался с двумя вещами: футболом и автомобилями.

Машиностроение кормит местных жителей, футболу же они поклоняются. Такие они пресловутые хлеб и зрелище, о которых говорили еще в Римской империи.
 
Старт взят
 
Донецкий Шахтер с впечатляющей своим размером свитой вылетел в Италию в воскресенье. День был выбран не случайно – уже который год Горняки отправляются на выездные матчи Лиги чемпионов за двое суток до самой игры. Исключением стал разве что памятный поединок 1/8 финала Лиги чемпионов с Ромой, но тогда внутреннее первенство Украины пребывало в отпуске. Сейчас же после тяжелейшего матча с Днепром футболисты получили день отдыха, после чего вволю отдохнувшие и полные сил вылетели в Италию.
 
После традиционной процедуры регистрации чартерный рейс взял курс из донецкого аэропорта имени Прокофьева на запад. На борту самолета не оказалось целой группы футболистов. Дуглас Коста, Алексей Полянский были травмированы, Дентиньо же еще не вернулся в расположение команды из Бразилии, где у него родился сын. В целом, набор игроков, которые полетели в Италию, был вполне предсказуемым. Сюрпризом стало лишь присутствие молодого кипера Никиты Шевченко. Вояж такого уровня, наверняка, пойдет на пользу юному стражу ворот. Вот, Мирча Луческу и решил взять паренька с основным составом команды – опыт еще никому не мешал. А ведь когда-то Мистер оказал подобное доверие нынешнему лидеру Юве Андреа Пирло…
Перелет проходил спокойно, без лишних нервов и воздушных ям. Длился он чуть более трех часов. Естественно, за это время присутствующие на борту акулы пера неоднократно пытались «состряпать эксклюзив» с тем или иным футболистом Шахтера. Все-таки команду ждал тяжелый и во многом решающий матч, и послушать мнение о нем игроков было чрезвычайно интересно. Вот только спортсмены были немногословны. То ли тренер дал установку минимизировать контакты с прессой накануне важного матча, то ли сами игроки опасались давать какие-либо комментарии. Одним словом, преуспеть в общении с игроками удалось лишь представителю клубной пресс-службы.
 
Первое впечатление
 
Для начала немного географической информации справочного характера. Аэропорт расположен в северной части города, к слову, неподалеку от новенького стадиона Ювентуса. Внушительных размеров здание больше напоминает муравейник. Не стоит забывать, что Турин является одних их крупнейших транспортных узлов Италии, так что люди здесь без устали снуют взад-вперед, пытаясь найти необходимый рейс. Не могу сказать, сколько самолетов принимает аэропорт каждый день, но одно наблюдение красноречиво свидетельствовало об интенсивности движения. Не успел чартер с Шахтером на борту приземлить и покинуть взлетную полосу, как на нее уже садился следующий крылатый гигант. А за ним своей очереди ждал еще один.
 
Сотрудники аэропорта, подавляющее большинство которых оказались болельщиками Старой Синьоры, вели себя приятно и обходительно. При этом на вопрос о шансах Шахтера на успех, они отрицательно мотали головой. Мол, и не мечтайте. При этом никакие возражения не принимались. Город соскучился по большому футболу. Лиги чемпионов в Турине не было давно, и жители с нетерпением ждали вторничного поединка.
 
Трансфер из аэропорта в гостиницу занял добрых 45 минут. Дело в том, что отель находился на противоположном конце столицы Пьемонта, да и габаритному автобусу было непросто протискиваться по узеньким улочкам города. Как только автобус тронулся, и открылись первые виды населенного пункта, меня сразу же посетила неожиданная мысль. Турин ведь поразительно похож на Донецк! Население, транспортная система, ритм жизни – все казалось одинаковым. Единственным отличием было наличие впечатляющего пейзажа. Вдалеке виделись острые вершины Альп, окутанные туманом. Донецким терриконам до такого величия еще расти и расти. Ну, и центральную часть города, переполненную музеями нельзя не отметить. К слову, самый известный из них – египетский музей, являющийся крупнейшим в Европы – был закрыт.
 
Переезд в отель прошел под девизом Фиата. Заводы компании были повсюду. Водитель только и успевал произносить заветное слово «Фиат», показывая пальцем то на огромное здание слева, то на непонятной формы строение справа. Оказалось, что и автобус с представителями прессы борту также был пресловутым Фиатом.
 
Что удивило, так это относительно небольшое количество продукции итальянского автопрома на дорогах. Казалось, у каждого жителя города должен иметься в наличии автомобиль производства завода семьи Аньелли. Но так только казалось. На деле же туринцы отдают предпочтение немецким и французским автомобилям. Рено, Пежо да Фольксвагены, где-нигде Ситроены… Очевидно, у себя на Родине Фиат уступает конкурентам из-за границы.
 
В целом же дорогостоящих автомобилей на дорогах города практически не было. По этому показателю наши Киев, Донецк и другие мегаполисы, наверное, впереди Европы всей. Местные к выбору транспортного средства подошли с практичной точки зрения. Малолитражка – вот, главная достопримечательности Турина. Небольшие машинки отлично вписываются в городской ландшафт с предельно тесными улицами.
 
Завершая транспортный вопрос, отметим, невероятную вежливость водителей по отношению к пешеходам. Не только автомобили, но и городские трамваи (!) готовы в любой момент остановиться и уступить дорогу мерно шагающему по проезжей части человеку. Никто в этом городе никуда не торопится – это одна из его прелестей.
 
Делле Альпи
 
Второй день пребывания в Турине начался с поездки на главную футбольную арену города – Ювентус Стэдиум. Добраться до него оказалось задачей не из простых. Взяв карту в зубы и вооружившись итальянским разговорником, ваш покорный слуга отправился, как оказалось, в долгое путешествие.
 
Найти ближайшую станцию метро не составило никакого труда. Пять минут прогулочным шагом от отеля и вот он, спуск под землю под названием Spezzia. Туринский метрополитен не впечатляет своим размером. Одна линия состоит из двадцати станций, расстояние между которыми составляет не более семисот метров. Ничего удивительного в этом нет. Метро в Турине молодое, оно продолжает активно расти и развиваться. До стадиона добраться на поезде не представлялось никакой возможности, так что пришлось делать пересадку на автобус. Здесь-то и возникла заминка.
 
Честно говоря, раньше и подумать не мог, что итальянцы настолько ужасно владеют английским языком. Да что там, не знают они его вовсе. На традиционное «Do you speak English?» в ответ раздавались разочаровывающие «No, scusi», или, что еще хуже, начинался длинный и совершенно непонятный монолог на итальянском.
 
К слову, туринцы, очевидно, еще не привыкли к новому названию арены. Словосочетание «Ювентус Стэдиум» вызывало у людей лишь недоумение, но стоило произнести заветное «Делле
 
Альпи», как лица туринцев, независимо от их пола, возраста и внешнего вида, озарялись лучезарной улыбкой. В итоге, после нескольких десятков неудачных попыток узнать местонахождение автобусной остановки, успех был достигнут! Девушка с красивым именем Джулия на ломанном английском, а, скорее, на пальцах, таки рассказала о маршруте до вотчины Ювентуса. Тридцать минут на «пульмане» под номером 72 – и мне вновь открылся прекрасный вид на Альпы, на фоне которых располагался новенький «Стэдиум».
 
Стадион Старой Синьоры произвел впечатление. По сторонам арены горделиво возвышались своеобразные колонны, на которых держалась крыша. Но что удивило больше всего, так это огромная цифра 30 и три звезды, расположенные над центральным входом Ювентус Стэдиума. Эти понятные всем символы красноречиво давали понять, что туринский суперклуб считает себя тридцатикратным чемпионом Италии, и отобранные регалии бьянконери здесь никого не интересуют.
Цифра «30» и звезды виднелись повсюду: и на входе в музей, который, к сожалению, посетить не удалось, и на клубной атрибутике, и на трибунах стадиона, и, конечно же, в фан-шопе. Работники магазина тепло и радушно приняли гостя из далекой Украины. Продавец не только стал предлагать приобрести символику Старой Синьоры, но и поделился своим мнением по поводу завтрашнего матча. «Думаю, встреча завершится результативной ничьей, - поведал Маттео (так звали сотрудника фан-шопа). – Голы забьют Эдуардо и Себастьян Джовинко. Почему я не верю в победу Ювентуса? Я поддерживаю Юве с детства, но мы слишком давно не играли в Лиге чемпионов. Так что ребята будут нервничать». Схожего мнения придерживались и посетители магазина. Адвокат Витторио поставил на победу Юве, но также отметил, что легко она бьянконери не дастся.
 
Отметим, что билетов на сегодняшний матч в кассах Ювентус Стэдиум не было еще позавчера. Об этом вежливо сообщил Маттео-продавец. Действительно, из все касс стадиона работала только одна, из которой донеслось: «Sold out!»
 
Клубный магазин
 
На самом деле в Турине их несколько. Самый старый расположен на главной пешеходной улице населенного пункта виа Джузеппе Гарибальди (был такой в Италии герой). Это настоящая Мекка тифози Ювентуса. Несмотря на небольшой размер и невзрачные прилавки, здесь можно найти все, что угодно. Оказывается, что в данном фан-шопе продавалась даже ретро-форма Ювентуса! Причем футболки, предложенные мне, не были простой репродукцией футбольного обмундирования былых лет. Продавец держал в руках оригинальную экипировку, произведенную в далеких 60-х и 70-х годах. Отличительной чертой данного шопа являются демократичные цены. Так, например, футболка Юве стоит всего 50 евро. Так что если вам доведется побывать в Турине, и вы являетесь поклонником Старой Синьоры, не упустите возможность пополнить свою коллекцию.
О главном же клубном магазине бьянконери упоминалось ранее. Расположен он на территории стадиона. Найти в маркете можно все, что душе угодно, начиная от простых брелоков и заканчивая самым настоящим самокатом, разукрашенным в цвета Ювентуса. Вот только цены здесь, даже не гавкаю, а без предупреждения кусают. Для сравнения я обратился к консультанту с просьбой озвучить цену игровой футболки бьянконери. Оказалось, что стоит она около 90 евро – почти в два раза дороже, чем в шопе-ветеране.
 
Правда, вашему покорному слуге посчастливилось наткнуться на скидку. Интересный факт – футболка с легендарной для клуба фамилией Дель Пьеро продавалась всего за 70 процентов своей оригинальной стоимости. Что бы это могло значить? Выводы делаем самостоятельно.
Но не атрибутами и не интересными вещицами славен клубный магазин Строй Синьоры. Что бросилось в глаза, так это уважение к истории дорогой туринскому сердцу команды. Почетное место в центре огромного зала досталось интерактивной панели, позволяющий каждому посетителю погрузиться в атмосферу былых побед клуба. На выбор потенциальным покупателям и простым болельщикам, посетившим шоп, предлагалась видео-подборка самых памятных голов Юве. Можно было посмотреть нарезки лучших моментов с участием Сивори, Зидана, Баджо, Альтафини. Один клик – и вашему взору предстанет легендарный гол Джампьеро Бониперти в ворота Торино в матче 1954 года! Особняком среди всех своих партнеров стоит Мишель Платини – здесь его чтят больше других. Видео с его участие называется просто «Le Roi»…
 
У Шахтера будет поддержка
 
Пополнив свою коллекцию шарфов очередным трофеем и сделав еще несколько покупок, я направился на улицу, дабы пообщаться с местными любителями спорта номер один. По вполне понятным причинам, описанным немного выше, диалога не получалось. И вновь на помощь пришел случай – мимо проходил парень в гранатовой футболке Торино.
 
Обменявшись с ним несколькими любезностями, мы перешли непосредственно к обсуждению завтрашнего матча. «Вы можете одержать победу. Главное, верьте в это, - заявил Паоло, ненавистник Ювентуса и ярый поклонник туринских Быков. – Мы с друзьями болеем за Торино. Завтра мы придем на стадион, чтобы поддержать вашу команду. Если Шахтер будет верить в себя, то у него все получится!»
 
Сложно сказать, верит ли команда в свои силы, но мы точно поддержим украинского чемпиона в тяжелейшем поединке со Старой Синьорой.
 
Андрей Шкуренко, Football.ua, из Турина
 
Автор выражает признательность футбольному клубу Шахтер за предоставленную возможность вести репортаж непосредственно с места событий.
команди