Человек перемен

Рональд Куман, Getty Images

Рональд Куман. Так ли велико его значение для Фейенорда, или же настолько важен Фейенорд для него?

Можно до бесконечности отвергать мысль, что всем в этой жизни нужны лидеры. Офисный планктон может порицать и клеймить позором свое безжалостное начальство, начальство может порицать свое начальство, и так без конца. Однако в определенный момент все поймут, насколько велика роль руководства, если только не найдется смельчак, готовый взять в свои руки бразды правления. У Фейенорда были такие смельчаки, однако команде не нужен был дебютант, способный дать результат здесь и сейчас, роттердамцам требовался настоящий целитель, способный оздоровить некогда боеспособный коллектив.
 
Сезон 2010/11 наверняка запомнится болельщикам Фейенорда и вообще всем неравнодушным к этому клубу. И даже равнодушным, вот в чем вся беда. Все-таки, никакая ненависть к заклятому врагу не может перейти границу допустимого. Ведь вряд ли найдется болельщик Селтика, который в силу своей сквернейшей души желал бы столь горькой участи Рейнджерс. В том же ключе можно осмыслить и реакцию поклонников Аякса, ПСВ, Твенте и других, когда Фейенорд резко начал движение вниз. Сезон, когда команду покинули ветераны и в состав начала пробиваться молодежь, был переломным, но он же едва не сломил гиганта.
 
Фейенорд образца того сезона был достаточно неплох в защите, но просто катастрофически выглядел в атаке. Ко всему прочему роттердамцам определенно не хватало лидера. Не только на поле. За его пределами также нужно было кому-то держать команду в узде и направлять ее, стимулировать, мотивировать. При всем уважении к Марио Беену, он совершенно не подходил на эту роль. Молодой специалист пришел из Неймегена, чтобы поставить команду на ноги, но в итоге лишь с трудом удерживал ее на плаву, а потом и вовсе едва не потопил. Нужны были перемены, причем не временные. А их необходимость подкреплялась 16-м местом после 15-ти туров Эредивизии. Такого падения после довольно неплохого сезона 2009/10 уж точно не желал никто. Подозрения, возможно, имелись, но принимать их всерьез точно никто не хотел.
 
Возвращаясь к теме лидера, невозможно снова не вспомнить Беена. Фейенорд в очередной раз показал себя командой своенравной и властолюбивой. Достаточно немного углубиться в историю, во времена, когда у руля Фейе встал Гертьян Вербеек, чтобы увидеть довольно похожую на сложившуюся в этот момент ситуацию. Вербеек не был плохим тренером, и его успехи в Херенвене, Хераклесе, а затем и в АЗ это подтверждают, однако навыков вожака ему не хватало. Гертьян попросту не дотягивал до уровня персоналий ван Бронкхорста и его сторонников. Беен оказался в похожей ситуации и вынужден был отступить. И действительно, все возможное для команды он уже к тому моменту сделал. Возможное в рамках тех условий, которые ему поставило руководство. Марио не мог позволить себе дорогостоящих трансферов и вынужден был опираться в основном на воспитанников клубной школы, на ту гвардию, которая еще оставалась верна клубу. Именно в такой непростой ситуации раскрылись таланты Стефана де Врея, Люка Кастаньоса, Ре Мияити, Мартинса Инди... Их успех стал и безусловным успехом Беена, заложившего достаточно прочный фундамент для своего последователя.
 
Имя нового рулевого стало известно в июле 2011-го, и скепсиса в его отношении хватало. В первую очередь, фигура Рональда Кумана запомнилась болельщикам по его провалу в АЗ. Но с другой стороны, более дальновидные помнили его весьма успешные кампании в Аяксе и ПСВ. Кроме того, никто не был вправе усомниться в авторитетности Кумаша, и в этот раз даже самым матерым ветеранам Фейе, коих, увы, практически не осталось, пришлось смириться с тем фактом, что над ними поставили босса, который не потерпит непослушания.
 
Как и Беен, Куман работал в условиях жесткой финансовой ограниченности. Но, в отличие от предшественника, Рональд нашел способ укрепить состав. Прежде всего, это были аренды Баккала и Гвидетти, которые быстро заставили забыть об ушедших Кастаньосе и Вейналдуме. Пожалуй, их трансферы были даже и к лучшему, ведь команда начала искать новых лидеров на поле, и, как следствие, развиваться. Передался игрокам и энтузиазм наставника, ведь Фейенорд оставался для Кумана единственным грандом, за который он играл, но ничего при этом не выигрывал.
 
Безусловно, значимость персоны Кумана сыграла свою роль. Особенно показательным в этом стал пример капитана команды Рона Влаара. Ветеран Фейе быстро избавился от статуса некогда перспективного и, как и в предыдущем сезоне, стал вожаком роттердамской стаи, только к этой должности подошел уже более спокойным и настроенным на успех. Как известно, рыба гниет с головы, но и любой прогресс начинается с нее. Если Куман был мозгом, то во Влааре он нашел исполнительный механизм, готовый и послушаться, и доводить начатое до конца. Рона к тому же стали обходить изрядно досадившие ему травмы, и уверенность капитана от этого, естественно, только возросла.
 
Надо признать, что ничего тактически нового Куман с собой не принес. Все та же схема 4-3-3, все тот же акцент на фланги, однако теперь это работало немного иначе. Рональд каким-то, понятным только ему одному способом, заставил работать в унисон все детали механизма. Даже достаточно односторонний Кабрал на первых порах успел стать лидером и тем самым словно бросил вызов одноклубникам. Эстафету у Жерсона перехватил Баккал, а затем и Гвидетти, в тени которых постепенно созревал Йорди Класи.
 
Это не был сплав опыта и молодости в привычном его понимании. В Фейе, скорее, был создан симбиоз накопленной годами мудрости тренера и запала его молодых, в большинстве своем, подопечных. Прежде всего, Рональд поставил цель определить для себя и всех подчиненных основу команды. Затем началась вторая фаза - создание конкуренции в составе. Куман не просто позволял игроку выйти на поле, но и вынуждал того зарабатывать себе висты рядом с прямыми конкурентами. Есть уверенность, что если бы не жесткий подход Кумана, который был готов поставить на фланг даже массивного Гийона Фернандеса, если не шла игра у Кабрала, то Фейе и близко не приблизился бы к тем высотам, которых в итоге достиг.
 
Куман-реформатор - это еще одна важная составляющая успеха Фейенорда в прошлом сезоне. Решение посадить на скамью запасных потенциально сильного де Врея далось, вероятно, Рональду нелегко, однако он пошел на такой шаг и только выиграл. В итоге, когда Стефан все-таки застолбил за собой место в старте, он продолжал начатое предшественниками, и в конечном итоге защита Фейенорда одной из лучших в чемпионате после АЗ и Аякса. Раскрылся, наконец, и острый аттакер Схакен. Безусловно, оказал влияние Куман и на прогресс Гвидетти. Как сам швед угадал с переходом, так и Куман попал в десятку, подписав в итоге одного из лучших бомбардиров чемпионата, заставив болельщиков грезить не о возвращении Куйта, а уже о сохранении этого форварда.
 
Да, безусловно, Куман принес с собой в Роттердам ветер перемен, подняв с первой попытки Фейенорд на вторую строчку чемпионата Нидерландов. Сейчас перед командой и ее тренером стоит новая задача - удержаться на взятой высоте.
 
Матвей Белосорочкин, Football.ua  
команди