Football.ua

Луи ван Гаал: философия как метод

Football.ua рассуждает об интересной личности нынешнего наставника Баварии.
21 April 2010, 10:09
Лига Чемпионов. Новость

"Нет, я не испытываю страха. Страх – это когда тебе к виску приставляют дуло пистолета".  Уверенному в себе Луи ван Гаалу ничего не стоит обронить пару высокопарных фраз, которые не позволил бы себе специалист иного калибра и порядка.  Имея собственную философию и принципы, многолетние наработки и нескончаемый вагон амбиций, голландец остается верен себе буквально во всем – пожалуй, именно это и делает его таким уникальным, не испытывающим страха и не терпящим упрека.

Конечно, это ему выходило боком. Сборная Голландия под руководством Луи не сумела пробиться на чемпионат мира 2002 года, что единогласно было расценено как громкий провал – на фоне надежд, связанных с полуфиналами ЧМ-98 и Евро-2000. Позже он говорил, что некоторые игроки отказались принять его методы, что и стало причиной фиаско. Это как раз тот случай, когда тренер не пытается свалить вину с себя на подопечных – нет, просто методы ван Гааля действительно не для всех. Но это не заставит его измениться.

Тут бы просто взять и канонизировать тренера Баварии – настолько он может показаться честным и принципиальным. Если верить желтой немецкой прессе, то ван Гаал уже успел это сделать – осенью ходили слухи, будто наставник мюнхенцев мечется по раздевалке с возгласами: "Я – бог. Я никогда не болею и я всегда прав".  Тренер сам опроверг все это, мудро подчеркнув, что будь он богом, то не знал бы горечи поражений.

Для многих футбольная философия ван Гаала, родившаяся еще в том великолепном Аяксе середины 90-х годов, основывается на игре по схеме 4-3-3. Но сам тренер вас поправит: в Барселоне ему приходилось расписывать на поле более оригинальную 2-3-2-3, а в АЗ, который специалист сумел сделать чемпионом Голландии, невзирая на извечное доминирование Аякса, Фейеннорда и ПСВ, он уже играл в 4-4-2. "Не считаю, что существует оптимальная игровая схема, подгоняемая под все команды и всех игроков. Необходимо отталкиваться от умений исполнителей, чтобы каждый из них четко знал, где он должен находиться".

Кажется, в апреле его Бавария познала ту самую философию. Летом тренер, только начинавший свою работу в Мюнхене, мог жаловаться на нехватку сильных фланговых игроков, но сейчас в строю Арьен Роббен и Франк Рибери, а построение с двумя вингерами, мысленно проектируемое тренером изначально, работает на полную.  Оттянутому форварду Ивице Оличу помогает Томас Мюллер, роль на поле удается найти и Марио Гомесу. И вроде бы все уже позабыли о конфликте с Лукой Тони.

Несправедливо полагать, что ван Гаал обладает скверным характером. Скверность созвучна гнусности, скверность портит духовно и физически и она никак не имеет ничего общего с принципиальностью. Пусть звучит смешно, но ссора тренера с Тони, начавшаяся с того, что итальянский форвард сутулился за обедом, делает правым именно наставника. Ван Гаал не общается одинаково с каждым из своих игроков – он оценивает личностные качества человека, чтобы найти подход к тому. Неизменными остаются требования и ценности, что он предъявляет к каждому из них – как раз они абсолютно идентичны.

Он построил империю в Аяксе, он был близок к тому, чтобы сделать это еще раз в Барселоне. Бавария? Вряд ли в Мюнхене есть возможность создать культ собственной личности, даже такому человеку, как ван Гаал. Империя Баварии выше, там, где восседают Ули Хенесс, Франц  Беккенбауэр и Карл-Хайнц Румменигге, совет директоров, способный вершить судьбы любого наставника.  Ван Гаалу дали внедрить свои методы – взять ту же слежку за игроками на главных дискотеках города.  Уважая опытного тренера, Хенесс и компания тянули с его отставкой осенью, но есть уверенность в том, что это – не просто дань заслугам голландца.

В тот момент, когда ежедневная работа подходит к концу, футболисты укладываются в постели, у ван Гаала появляется время, чтобы взять бутылочку хорошего вина и сесть за стол для душевной беседы с Ули Хенессом. Именно в таких разговорах, неделовых, разговорах на "ты" и без двуличности для прессы, разгорается дискуссия – Хенесс убежденный сторонник схемы 4-4-2, ван Гаал предстает более гибким человеком.  Ули это не смущает: он знал, на что шел, подписывая контракт с экс-тренером Барселоны, и тем самым он принял философию голландца.

Возвращаясь к двуличности, стоит заметить и некоторую особенность ван Гаала. Он не является лицемером, но если спросить его жену о характере супруга, то она опишет его как очень мягкого и душевного человека. Образ ван Гаала, культивируемый годами в прессе, нарисован исключительно в темных тонах – жесткий и прямолинейный, свысока посматривающий все на та же прессу. Ули Хенесс считает, что в Германии ван Гаалу удалось найти общий язык с журналистами, с чем сам тренер не согласен в корне: на умно поставленный вопрос журналист всегда получит достойный ответ, хотя это не значит, что кому-то позволено осквернять тренерские методы голландца.  Это не менялось никогда.

Символично, что своим хорошим другом он считает Жозе Моуриньо. Зарабатывая себе все новых и новых врагов в Испании, ван Гаал познакомился со стажировавшимся у него португальцем. Пожалуй, более идентичных в своих подходах тренеров не сыскать – ни первый, ни второй не признают авторитетов, только если не взглянут в зеркало.  Единственное отличие – у ван Гаала куда чаще возникают конфликтные ситуации с игроками, а самым известным из кучи несогласных был бразилец Ривалдо. "Ривалдо, делай так, как я тебе говорю", - на большинство людей подобные слова производили эффект.

Эффектные достижения ван Гаала сделали его главным претендентом на пост менеджера Манчестер Юнайтед . Было это почти десять лет назад, когда сэр Алекс Фергюсон во всеуслышание заявил о скором уходе на покой. "Это была бы большая часть", - признавался тренер сборной Голландии, а один из британских обозревателей подметил, что еще нужно выяснить, для кого это будет большая честь – для Ван Гаала, либо для английского клуба.

Но Англия – это вряд ли. Куда больше Ван Гаал хотел вернуться к работе в сборной. В клубной карьере ему покорились практически все высоты, а поработать на чемпионате мира и Европы пока так и не удалось. Не отрекается он и от возможного приглашения в немецкую сборную, даже несмотря на очень и очень натянутые отношения двух великих футбольных держав. "Полагаю, что если я выиграю Евро, не останется людей в Германии, которые захотят меня освистать".

Последний раз свист в свой адрес он слышал в декабре, когда выступал на отчетном собрании клуба и подводил итоги полугодия. Свист был редким и терялся на фоне бурной овации, не давшей тренеру сходу начать вступительную речь. Кто-то не понял тогда, кто-то не понимает сейчас, кто-то не захочет принять, как не хочется принимать осень и опавшие с деревьев листья. Но ведь они упали! Движение же ван Гаала направлено исключительно вверх: "Уверенный в себе, высокомерный, доминирующий, честный, трудолюбивый, инновационный. Но также очень душевный и свойский", - говорил он тогда, позже сожалея, что люди неправильно поняли слово "высокомерный". Ведь речь шла о все той же самоуверенности, не больше.

Словно Хамелеон, он подстраивается под окружение и страну, в которой живет. Живя в Голландии, он рассказывал журналистам о своей любви к напитку Bacardi-Cola, который регулярно получал в подарок. А уже в Испании он внезапно полюбил местную Rioja, и регулярно загружал на кухню ящики местного вина. Мюнхен имеет свои питейные традиции и свои уставы, но и с ними ван Гаал находит общий язык. Подружился, что и говорить. А как не подружится с баварцами?

Хотя он знает, что если результат не оправдывает ожиданий, любой дружбе приходит конец. Осознание этого – как часть пресловутой философии Ван Гаала: стойкой и не наблюдающей перед собой никаких преград, будь то Лион, Интер или даже Барселона. "Я за шесть лет добился в Аяксе большего, чем добилась Барселона за сто!" Нет, он все-таки чертовски высокомерный.

Иван Громиков, Football.ua