Игра Престолов. Часть II. Королевская лавина накрывает Европу
В первом розыгрыше Кубка европейских чемпионов принимали участие не только триумфаторы национальных первенств. На самом деле этих победителей было очень мало, только 7 из 16 команд. Так что, несмотря на свое громкое название, этот турнир по факту не являлся Кубком чемпионов. Состав участников дебютного розыгрыша формировался отцами-основателями из газеты L’Equipe. Поэтому чемпионский титул Реала отнюдь не гарантировал ему участие в КЕЧ. Настоящим королем тогдашней футбольной Испании была Барселона. Из последних 10 чемпионатов блаугранас победили в пяти. Французские журналисты, впечатленные такими успехами, надеялись на то, что каталонцы станут украшением их турнира. Однако Барселона отказалась от столь сомнительного удовольствия.
Карлос Пардо, журналист Mundo Deportivo и заодно корреспондент L’Equipe, должен был передать приглашение каталонцам. Борзописец сразу же почувствовал прохладное отношение Барселоны к новому турниру. В 19:00 у Карлоса была назначена встреча с секретарем каталонцев. Сеньор Доменек прибыл на встречу с традиционной испанской "пунктуальностью", в 20:30. Когда Пардо, представившись, заявил, что он из L’Equipe, каталонский чиновник сделал вид, что впервые слышит о таком издании: "ЛЕ что?". После того как журналист рассказал Доменеку о новом турнире, тот категорически высказался против участия в нем Барселоны: "То, что вы говорите – утопия. Это никогда не удастся. Лучше воскресите Кубок Каталонии, он должен иметь больший успех, чем ваши фантазии". После истории с Ди Стефано Барселона допустила очередную критическую ошибку, которая окажет влияние не только на ее судьбу, но и на весь европейский футбол. Ведь Реал не дремал.
После такого "помпезного" приема Карлос Пардо возвратился домой несолено хлебавши. Когда он рассказал эту историю своей жене, она предложила: "А почему бы тебе не связаться с твоим другом из Реала, Сапортой". Карлос сразу же позвонил ему. Сапорта продемонстрировал неподдельный интерес к начинанию L’Equipe. "Вы на счет КЕЧ? Я что-то об этом слышал. Это вы руководите данным проектом? Барсу не интересует КЕЧ, и вы приглашаете нас? Давайте не будем откладывать дело в долгий ящик. Приезжайте завтра в Мадрид".
В столице Испании на Карлоса ожидал королевский прием. "Когда я прилетел в Мадрид, автомобиль Бернабеу уже ждал меня в аэропорту Барахас. Меня отвезли в офис клуба, где я встретился с самим доном Сантьяго и Сапортой. На следующий день мы полетели в Париж, для того, чтобы принять участие в заседании специального оргкомитета по проведению Кубка Европы для клубных команд", – вспоминал Пардо. Сантьяго Бернабеу выбрали вице-президентом оргкомитета. Президент Реала увидел, какие перспективы может открыть перед его командой участие в новом турнире, и потому не хотел оставаться в стороне. Мадридский Реал поймал за хвост свою удачу. И он должен сказать за это спасибо Барселоне, а не Франсиско Франко.
Конечно же, завоевание Европы королевским клубом не обошлось без всесильного каудильо. Он прекрасно понимал значение футбола для международного престижа его страны. В те времена Испания пребывала в изоляции, и благодаря игре миллионов можно было навести мосты с другими странами. Реал стал тем ледоколом, уничтожившим лед, который образовался в международной дипломатии вокруг Пиренейского полуострова. Недаром министр иностранных дел Испании заявил, что Реал является ее лучшим послом. Неудивительно, что футбольный дипломат всегда получал зеленый свет от правительства там, где другие видели перед собой красный.
19 июля 1955 года испанская футбольная федерация информировала Реал о том, что ему оказана высокая честь: представлять страну в Кубке европейских чемпионов. Заплатив вступительный взнос в 250 швейцарских франков, мадридский клуб вышел на старт турнира. 8 сентября Королевский клуб провел свой дебютный поединок в КЕЧ со швейцарским Серветтом. Первый блин едва не оказался комом. Бланкос осадили штрафную нейтралов, но все никак не могли подобрать ключи к воротам соперника. В перерыве в раздевалку мадридцев зашел принц Астурийский (будущий король Испании Хуан Карлос). Тогда он пребывал в эмиграции, спасаясь от режима Франко. Хуан Карлос обратился к Ди Стефано: "Стрела, от тебя ждут большего". Накачка от монарха возымела эффект, и во втором тайме мадридцы забили два гола, сохранив свои ворота на замке. Ответный матч стал легкой прогулкой для Королевского клуба – 5:0.
На католическое Рождество 1955 года в Мадриде гостил соперник совсем другого уровня – белградский Партизан. Однако югославы не смогли поставить неразрешенных задач перед Реалом. Бланкос нокаутировали балканцев со счетом 4:0. Имея такой солидный гандикап, Сливочные отправлялись в Белград в прекрасном расположении духа. Но как только они вышли на трап самолета, то поняли, что в Югославии им придется очень непросто. "Мы увидели метровый снег, остановившиеся трамваи и женщин, работающих на расчистке путей. Нам представлялось, что играть на снегу невозможно, однако Бернабеу сказал, что мы должны выходить на поле. Когда мы выглянули из натопленной раздевалки, то увидели играющих парней. Оказалось это разминаются наши соперники. Они не скользили, мы же почувствовали себя, как коровы на льду, мы постоянно падали", – вспоминал Ди Стефано.
На 24-й минуте Милош Милутинович (родной брат Боры) открыл счет в поединке. Теплолюбивые бланкос не могли ничего поделать с генералом Морозом, а потому практически весь матч просто отбивались, уповая лишь на мастерство вратаря Хуанито Алонсо. Под занавес первого тайма в одной из редких контратак Реал получил право на пенальти. Эктор Риаль попросил Ди Стефано дать пробить ему. Лучше бы он этого не делал. Риаль разбежался, поскользнулся и едва не упав послал мяч в "считанных" 5 метрах от ворот. Тяжелый мяч стал добычей полицейского. Во втором тайме Хуанито Алонсо получил еще два "подарка" от югославов. Белградцы были очень близки к тому, чтобы сравнять счет по сумме двух матчей. Но Реал получил помощь оттуда, откуда никак не ожидал. На последних секундах поединка мяч катился в пустые ворота мадридцев, однако остановился в нескольких сантиметрах от линии, застряв в болоте, которое в тот день напоминало поле в Белграде. После финального свистка Сливочным досталось от горячих югославских фанатов. Испанцы убегали с поля под аккомпанемент свиста и снежков. Один из них попал в тренера бланкос Хосе Вильялонгу. Хорошо, что хотя бы не в голову, ведь в снежке оказался сюрприз – камень.
За путевку в финал Реал сразился с Миланом. В первые полчаса игры в Мадриде бланкос дважды выходили вперед, и россо-нери дважды отыгрывались. Реал удвоил скорости, за которыми возрастные миланцы не успевали. Мячи Ольсена и Ди Стефано подарили мадридцам комфортный перевес. Выездной матч снова выпил немало крови из Сливочных. На 65-й минуте Хосеито открыл счет, но это не остановило Милан. Россо-нери дважды с пенальти пробили Алонсо. Но Королевский клуб все же устоял. В финале Реал ждала встреча с Реймсом. У многих футбольных болельщиков тогда наверняка было дежа-вю. Эти же команды около года назад оспаривали между собой Латинский кубок. На этом параллели не заканчивались. Финал первого КЕЧ принимал тот же стадион, на котором проходил решающий поединок Латинского кубка – парижский Парк де Пренс. Так французов решили отблагодарить, за то, что благодаря их стараниям появился новый турнир. Мадридцы надеялись, что на этом совпадения не закончатся – ведь они победили в Латинском кубке со счетом 2:0.
Однако реальность для бланкос оказалось совершенно иной. На 10-й минуте игры события в ней, с точностью до наоборот, повторяли перипетии Латинского кубка. Спустя 5 оборотов секундной стрелки Леблон после паса Копа открыл счет в матче, и арбитр Артур Эллис, несмотря на претензии игроков бланкос, которые доказывали, что мяч не пересек линию, указал на центр. Через 4 минуты Темплен удвоил преимущество французов. В следующей атаке Копа мог хоронить бланкос. После его удара защитник мадридцев выбил мяч из пустых ворот. Тут и проявил себя во всей красе Альфредо Ди Стефано. Он тонко прочувствовал прекрасный пас Муньоса, вскрывший оборону Реймса как консервную банку. На 30-й минуте Риаль сравнял счет в поединке. Второй тайм проходил под диктовку Реала. Однако увлекшись атаками, бланкос пропустили выпад, поставивший их на край пропасти. Блестящий Копа отдал еще один голевой пас, на этот раз на Идальго.
Тогда Реал вернули в игру не феноменальные форварды, а защитник Маркитос. Он подключился к атаке и пробил по воротам. Мяч шел мимо, однако встретился с ногой защитника, от которой проскользнул за спину голкиперу Жаке. За 11 минут до конца поединка "Шторм" Хенто налетел на защиту французов и вырезал идеальную передачу на Риаля, который впервые в матче вывел мадридцев вперед. На этом интересные события в игре не закончились. За несколько мгновений до финального свистка удар Темплена сотряс перекладину королевских ворот. Вскоре капитан Реала Мигель Муньос получил кубок из рук президента УЕФА Эббе Шварца. Так футбольная Европа получила нового короля, который на протяжении очень длительного периода не даст никому усомниться в своем могуществе. Даже один из лучших игроков финала Раймон Копа (который во время финала уже фактически принадлежал Реалу) отдал должное сопернику: "После того, что я увидел в этой игре, я не понимаю, зачем я им понадобился. У них – идеальная команда". Успехи Реала повлияли на социально-экономические аспекты страны. Это был триумф не только Реала, но и всей Испании, за исключением разве что Каталонии (если Каталонию считать Испанией). В аэропорту Барахас бланкос встретило настоящее человеческое море, игроки с трудом пробирались сквозь болельщиков, получая свою порцию заслуженных аплодисментов.
Бернабеу и не думал почивать на лаврах. Приход Копа помог мадридцам стать еще сильнее, на первый взгляд у команды теперь вообще не существовало недостатков. Дон Сантьяго работал над тем, чтобы в каждом сезоне в его созвездии появлялась очередная звезда. Он знал, что если ты стоишь на месте, то не сумеешь удержаться на вершине. Ведь соперники не дремали и хотели сбросить мадридцев с их трона. К сожалению, для них, Бернабеу работал на Реал 25 часов в сутки и всегда получал тех, кого хотел. Он не забыл, как проморгал Кубалу. Теперь никто не мог тягаться с мадридцами на трансферном рынке.
Несмотря на все усилия дона Сантьяго, его детище в сезоне 1956-57 годов мог сбросить с престола первый же претендент на корону, венский Рапид. В домашнем поединке Реал не испытал ни малейших проблем. Немного испортил настроение мадридцам гол австрийцев на 90-й минуте. Но счет 4:2 позволял с оптимизмом смотреть в будущее. В Вене стояла "любимая" мадридская погода. На снегу королевские львы превратились в кошек и получили три мяча от защитника австрийцев Эрнста Хаппеля (того самого). Неизбежное для бланкос отсрочил свисток на перерыв. В раздевалке их уже ждал Сантьяго Бернабеу, который рвал и метал. После устроенного разноса бланкос выскочили на поле как ужаленные и усилиями Ди Стефано гарантировали себе переигровку. Интересно, что если бы тогда действовало правило выездного гола, то Реал бы отправился в преждевременный отпуск после этого поражения в Австрии.
Для того, чтобы избежать лишней нервотрепки, Бернабеу приложил максимум усилий, с целью убедить австрийцев сыграть переигровку на стадионе имени себя. Руководству Рапида пообещали половину выручки от продажи билетов. Конечно же, австрийцы не смогли отказаться от такого предложения дона Сантьяго. Реал не разочаровал своего босса, уверенно выиграв со счетом 2:0. Руководство Рапида тоже одержало свою маленькую победу. Клубную кассу пополнила впечатляющая сумма. В четвертьфинале Реал отдохнул в Ницце, прихлопнув ее со счетом 6:2 по сумме двух матчей. К своему сопернику по полуфиналу бланкос отнеслись с некоторой опаской. Их опасения были небеспочвенными. Манчестер Юнайтед в предварительном раунде уничтожил Андерлехт 12:0, потом прошел дортмундскую Боруссию, а в четвертьфинале устранил со своего пути чемпиона Испании – Атлетик. В поединке с басками Красным дьяволам удался фантастический камбэк. Они горели на Пиренеях со счетом 0:3, потом сумели два мяча отыграть, снова получили два гола, а под занавес поединка немного подсократили отставание. Дома Малыши Басби разбомбили басков 3:0.
Болельщики манкунианцев зафрахтовали 5 самолетов, чтобы увидеть, как их любимцы сбросят мадридцев с Олимпа. К сожалению, для них, в тот день на поле была только одна команда, облаченная в белое. До поры, до времени защита Красных дьяволов подобно волнорезу отражала атаки бланкос. Но по истечению часа игры она дала сбой. Распечатал ворота Вуда Риаль, а вскоре Ди Стефано передал киперу МЮ воздушный "подарочек", отправив ему за спину эффектный парашют. На 82-й минуте гости показали зубы – Тейлор забил гол, который, в свете поездки в манчестерский ад, не сулил бланкос ничего хорошего. Правда, Сливочные даже не успели испугаться. В следующей атаке Матеос конвертировал в гол пас Копа. Имея два мяча запаса, Королевский клуб мог спокойно отправляться в Манчестер. На Острове же верили в то, что Малышам Басби по силам отыграться. Британские газеты пестрели патриотическими призывами: "К бою, Красные дьяволы!", "Утрем нос напыщенным испанцам!". Лондонские букмекеры тоже не отставали от акул пера, принимая ставки на проход МЮ в расчете 16:1.
На старте поединка хозяева попробовали запереть мадридцев в их штрафной. Но Реал сразу же поставил на место Малышей Басби. К 33-й минуте два гола бланкос сняли с повестки дня вопрос о том, кто будет играть в полуфинале. Манкунианцы не сдались и во втором тайме отметились двумя мячами. Эта ничья лишний раз показала англичанам, что Манчестеру для того, чтобы доминировать в Европе, еще нужно сделать один большой шаг. Манкунианцы недолго горевали, они надеялись, что в следующем году смогут пройти весь путь до конца. Но 6 февраля 1958 года Малыши Басби сгорели в огне Мюнхена.
В финале, который принимал Сантьяго Бернабеу, Реал встретился с Фиорентиной. В столице Испании царил необыкновенный ажиотаж на билеты. Тогда даже появилась карикатура, изображающая волшебника, который говорил юноше: "Проси все, что хочешь, кроме билета на матч Реал-Фиорентина". Конечно же, такой матч не мог проигнорировать всесильный каудильо Франко. Он наверняка хотел собственноручно вручить трофей победителю. Каудильо не сомневался, что им станет мадридский клуб.
120 000 болельщиков бланкос 30 мая 1957 года заполнили чашу Сантьяго Бернабеу. Накануне поединка дон Сантьяго пребывал не в лучшем расположении духа. Макаронники не дали ему проявить себя во всей красе. Он специально к финалу выложил 100 000 фунтов стерлингов за самые большие и мощные прожекторы, которых еще никто не видел на футбольных стадионах, а итальянцы отказались играть в вечернее время.
Реал искал свое счастье в атаке, а Фиорентина окопалась около своих ворот, уповая на контратаки. Несмотря на все усилия мадридских звезд, Фиалки держались до 70-й минуты, а возможно могли бы продержаться еще дольше, если бы свое веское слово не сказал человек в черном Лео Хорн. Матеос прорвался к воротам, где его в метре от линии штрафной скосил итальянский защитник. У арбитра случился приступ слепоты, и он указал на точку. Что тут началось. Игроки Фиорентины показывали рефери, что нарушение имело место за пределами штрафной площади, к тому же, лайнсмен зажег флаг, фиксируя офсайд у Матеоса. Но арбитр оставался глух к мольбам итальянцев. Ди Стефано четко реализовал приговор, отправив мяч под самую штангу. На 75-й минуте Хенто опустил занавес.
Каудильо Франко лучезарно улыбаясь, вручил кубок Мигелю Муньосу. В этот момент на трибунах творилось настоящее безумие. Мадрид снова доказал, кто в европейском доме хозяин. Бланкос получили от Бернабеу щедрые премиальные, а Ди Стефано осчастливили еще одним приятным бонусом. Белая Стрела поразила сердце некой богатой синьоры, и она в порыве страсти подарила ему виллу на острове Мальорка. После двух европейских побед практически любой мог бы расслабиться, но только не дон Сантьяго. Он мечтал о хет-трике.
Продолжение следует…
Владимир Войтюк, Football.ua