Забивная колбаса
«Ты опять опоздал», — недовольно забурчал шеф-повар, как только в дверном проеме показалась голова его юного подмастерья. Светловолосый курчавый подросток лет 15-ти виновато опустил глаза. «Знаешь что, Штефан, — продолжал наставник, — если ты хочешь стать хорошим поваром, тебе придется больше работать над собой. И это не дело, что ты пропускаешь наши занятия из-за футбольных тренировок».
Парень с удивлением взглянул на учителя. Он обожал готовить – это стало его любимым хобби еще со времен двухнедельной школьной практики в ресторане. Но бросить футбол?! Недолго думая, он сказал: «Что ж, спасибо за все. До свидания». Пожав ошеломленному шеф-повару руку, он вышел из кухни, чтобы больше не возвращаться.
Время оправдало его выбор – Штефан стал профессиональным футболистом, причем видным. Но хобби не забросил, а спустя двенадцать лет даже издал собственную кулинарную книгу. Вышла она тиражом в несколько сотен экземпляров, и изначально предназначалась в подарок родным, друзьям и широкому кругу знакомых. Однако новость о ней вызвала такой ажиотаж, что парню пришлось звонить в издательство и договариваться о новом тираже.
«Готовка, по сути, очень похожа на футбол», — этими словами начинается предисловие к «Рецептам успеха». Название незамысловатое, но в контексте игровой карьеры автора оно приобретает определенное значение. В 2012-м, году выхода книги, ее автор, форвард леверкузенского Байера Штефан Кисслинг, только в матчах Бундеслиги отличился в воротах соперника 25 раз, больше любого другого нападающего чемпионата Германии.
Уже почти четверть века Бундеслига является самым результативным из чемпионатов европейской топ-пятерки. В текущем сезоне немцы забивают в среднем 3,3 гола за матч, что немало для европейского футбола высшего уровня. Одной из причин такой результативности является то, что здесь играют, возможно, самые работоспособные нападающие в мире. Эффективны в завершении, хороши в подыгрыше, сильны в отборе, они также умеют подержать мяч при надобности. Многие из них, как, например, Роберт Левандовски, Марио Манджукич или герой нашего повествования Штефан Кисслинг «прошли практику» на других позициях: фланг нападения (Кисслинг, Манджукич) или медиапунта (Левандовски).
И каждый из них преодолел путь через тернии к звездам. Первые полгода Штефана Кисслинга в Леверкузене можно назвать провальными. Мячи отскакивали от него, как от дерева, а он сам казался невероятно нерасторопным. Имея рост , Штефан был ужасен в верховых дуэлях. И за этого парня Нюрнбергу заплатили 6,5 млн евро, видя в нем замену уехавшему в Англию Димитару Бербатову. В Байере считали, что они нашли себе нового Ульфа Кирстена. Bild, как обычно, не поскупилось на комплименты: «Это самая дорогая нюрнбергская колбаска в истории».
В то время тренер Фармацевтов Михаэль Скиббе привел в первую команду таких игроков, как Гонсало Кастро, Зимон Рольфес или Рене Адлер. Свой второй шанс после зимнего перерыва получил и Кисслинг, хотя и на непривычной для себя позиции на фланге. Благо, уже тогда он выделялся своей скоростью и выносливостью. Он набирался уверенности в себе и становился крепче физически. Но превращение в страйкера, машину по забиванию голов, свершилось лишь немногим позже, когда в 2009 году команду принял Юпп Хайнкес.
Рассказывая о своих бывших наставниках, Штефан называет всех по фамилии, но когда речь заходит о Хайнкесе, он говорит «Юпп». Хайнкес, один из лучших нападающих в истории Бундеслиги, уделял особое внимание своему центрфорварду. Да, новый тренер изменил команду по своему вкусу, и это пошло на пользу Кисслингу. Ему понравилась неутомимость Штефана, и то, что игрок умел направлять свою энергию в нужное русло. Позже нападающий Байера признается, что Хайнкес общался с ним при любой возможности. «Внутренний покой делает твою игру быстрее. Не спеши с ударом, выдержи паузу». Отцовское отношение Юппа и наставления однозначно пошли на пользу Кисслингу, который едва не стал лучшим бомбардиром чемпионата, уступив это звание Эдину Джеко всего в один гол.
Настоящий профи отличается тем, что готов учиться новому и работать над собою в любом возрасте. Будучи уже зрелым состоявшимся игроком, Кисслинг упорно работал над приемом мяча и точностью своих передач. С помощником Хайнкеса Петером Херманном они три раза в неделю дополнительно отрабатывали игру на втором этаже при фланговых подачах, и недаром по проценту выигранных верховых дуэлей Кисслинг является одним из лучших в Бундеслиге. В Германии главным показателем, по которому оценивают форварда, кроме забитых мячей, является количество выигранных противоборств. Накануне чемпионата мира в РЮА об истории с «колбаской» уже никто не вспоминал – Штефан считался образцом классического центрфорварда.
Участие в ЧМ должно было стать следующим шагом в карьере, однако Кисс (как его называют партнеры по команде) скорее сделал два назад. В Африке у Лёва хоть на несколько минут, но на поле выходили все вызванные игроки, кроме травмировавшегося Тима Визе. Нападающий Байера провел на поле восемь минут в игре с Англией и вдвое больше в матче за третье место. Маловато как для самого результативного немецкого нападающего прошедшего сезона. С турнира Кисслинг вернулся с чувством, что время было потрачено впустую. Беда не ходит одна: в матче с Нюрнбергом на старте нового сезона он получил травму, из-за которой вылетел на четыре месяца. За это время на его позиции успел закрепиться Эрен Дердийок, и по возвращению на Штефана ждала роль резервиста. Несмотря на это, ему удалось забить семь мячей, а через год Кисс вновь был в списке лучших бомбардиров сезона с 16-ю точными ударами на счету.
Новая игровая схема 4-3-3, которую Левандовски и Хююпя привили Байеру, и при которой центрфорвард получает постоянную поддержку от фланговых нападающих, а высоко действующие крайние защитники обеспечивают фланговыми подачами, была идеальным выбором, учитывая способности ведущих игроков команды. Матс Хуммельс как-то признался, что среди всех нападающих тяжелее всего ему было противостоять Демба Ба и нашему герою. Атлетизм, цепкость и хороший удар – такое сочетание игровых качеств в одном игроке не предвещает ничего хорошего защите соперника. Юпп Хайнкес даже сравнивал Кисса с Марко ван Бастеном, имея в виду умение Штефана держать мяч. За свою игру на втором этаже в Леверкузене он удостоился от болельщиков прозвища «рейнский Дрогба».
В последние несколько лет в Бундеслиге Байер неизменно занимал места со второго по пятое, а теперь претендует на звание третьей силы немецкого чемпионата. В этом есть и немалая заслуга в этом Штефана Кисслинга. Поэтому когда в прошлое трансферное окно в Леверкузен в очередной раз поступило несколько неплохих предложений, клуб отвечал отказом, несмотря на то, что форвард через несколько месяцев разменяет уже третий десяток лет. Руди Феллер был как никогда настойчив в своем желании оставить Кисса: «Штефан – это сердце Байера. Точка опоры, какой раньше был Ульф Кирстен». Да и сам игрок, по-видимому, очень хорошо чувствует себя в Леверкузене, потому что переговоры о продлении контракта до 2017 года, состоявшиеся этим летом, длились всего 20 минут.
В Байере даже не особо горюют по поводу невызова их лучшего нападающего в национальную сборную. В конце концов ему не приходится ездить на сборы Бундестима, и остается время на восстановление к следующему матчу Фармацевтов. Да и сам Штефан старается оставаться в стороне от этой дискуссии. К своей чести, он предпочитает работать, а не трепаться. И есть чувство, что его шансы на поездку в Бразилию не так уж и призрачны. После неудачных выступлений команды Лёва, ее попрекают отсутствием борцовских качеств, а кто их может привнести, как не игрок, вступающий в противоборства чаще любого другого игрока Бундеслиги, причем действуя на позиции форварда?
Андрей Курдаев, Football.ua