Football.ua

Поляк номер один

Football.ua рассказывает о бомбардире дортмундской Боруссии Роберте Левандовски.
25 May 2013, 08:14
Лига Чемпионов. Новость
Отвечая на простой вопрос о том, читает ли он прессу, Роберт Левандовски дает прогнозируемо отрицательный ответ. Интереснее его пояснение. «А что нового я могу узнать о себе?» 
 
Действительно, это очень просто.
 
Форвард Боруссии олицетворяет собой простоту – и речь сейчас вовсе не о стиле жизни польской звезды, хотя и с этим у него полный порядок. Речь о том, что за развитием Левандовски не стоит каких-то крутых поворотов и внутренних откровений. Всю свою жизнь поляк ставил на саму простоту, которой при любых обстоятельствах остается честное выполнение работы. Саморазвитие. Он наверняка мечтал о большом, но мечты не забирали у него слишком много времени – куда больше отдавалось тренировкам.
 
Левандовски был одержим великими игроками, он по-детски создавал себе кумиров и пытался наследовать лучшее в их игре. Таким был Роберто Баджо, позже – Тьерри Анри, а сегодня поляк ставит выше других Криштиану Роналду. Столкнувшись с португальцем на поле пару лет назад, он еще мог бы стушеваться, но быстрая адаптация к новому уровню и психологическая устойчивость не смущает его теперь при встрече с «героем телеэкрана». Сам он таким стал, по большому счету, месяц назад – в тот самый эпохальный день, когда столкнулся лицом к лицу с человеком, которого Левандовски ставит выше Лионеля Месси. «Поймите меня правильно: я не настаиваю на том, что он более сильный футболист. Но для меня он лучше по другим причинам: это упорный труд и умение управлять своим телом». Понятно, что входит в приоритетные вещи для самого Левандовски: использование своих сильных сторон и великолепно используемая физическая структура делают из Роберто форварда высочайшего уровня.
 
Мы, конечно, не будем лишний раз напоминать о том, в чью пользу, да с каким счетом, завершилась встреча Левандовски и Роналду.
 
 
Четыре мяча в полуфинальном матче Лиги чемпионов – событие из ряда вон, а такие события часто подтверждают собственное определение: герои эпизодов быстро забываются, оставаясь легендами одного великого дня. Это никак не касается Левандовски: достаточно было хотя бы краем глаза следить за выступлениями Боруссии в последние два года, чтобы понимать – этот успех, пусть он даже никогда не повторится, не является случайным. Роберт Левандовски не в четыре раза лучше Криштиану Роналду, но еще до великой встречи в Дортмунде он сделал достаточно для того, чтобы его рассматривали как большого футболиста. Кому-то мог мешать снобизм, кто-то не изменил ему и после игры с Реалом, но личная статистика поляка бьет любые предрассудки. И статистика эта появилась не из пустоты: планомерное развитие Левандовски началось задолго до переезда в Германию.
 
После той игры новостные ресурсы принялись разыскивать и расспрашивать людей, повстречавшихся на польском пути Левандовски. Звонки тренерам состоялись, разумеется, в разное время, но складывалось впечатление, что они спешили перебить друг друга, рассказав о том, какой потенциал и какие способности видели в юном Роберте. Кто-то высокопарно заявлял об очевидности громких свершениях в будущем, кто-то высказывался поскромнее, но действительно верилось только в слова единиц. Левандовски не даст соврать: его развитие в польском футболе куда больше происходило «вопреки», чем «благодаря» местным специалистам. Польша давно и прочно окрепла как европейское государство, но в вопросах футбольной подготовки она по-прежнему занимает средние позиции: о том, как готовить футболистов, там знают не больше, чем в Украине.
 
Потому и успех Левандовски куда больше плод его личных стараний. «И не припомнить, сколько раз тренеры в недоумении смотрели на меня, когда я затрагивал более тонкие нюансы личной подготовки», — вспоминает Лева. Тебя надо – ты и занимайся. Роберту было надо больше других, но тяжело переоценить тот вклад, который внесли в нынешнюю звезду Боруссии его родители. Левандовски рос в исключительно спортивной семье: отец был тренером по дзюдо, чемпионом Польши, мать – волейболисткой и тренером, под руководством которой занималась и сестра футболиста. Беспокоясь о спортивном развитии своего сына, родители, тем не менее, никогда не напирали на него с выбором – напротив, отец вскоре пресек занятия дзюдо, сделав приоритетом здоровье Роберта.
 
С семи лет, когда Левандовски до ночи с соседом пинал мяч у двора, используя деревья в качестве ворот, и до этого дня Роберт уверенно шел к поставленной цели. Родители способствовали во всем: живя в нескольких десятках километров от Варшавы, они почти каждый день возили его на тренировки, не жалея пяти-шести часов своего времени. Знакомые недоумевали: зачем до такой степени поощрять желание ребенка пинать мяч? Сейчас, встречая мать Роберта, они не нуждаются в ответе: она старается посещать как можно больше игр сына, и на поле ее ребенок вечно оказывается лучшим, не допуская практически никаких ошибок. Это, в общем, не так уж далеко от сухих фактов.
 
Отец Левандовски не дожил до момента славы Роберта: уйдя из жизни в 2005 году, он оставил 17-летнего парня единственным мужчиной в семье, что взвалило на его плечи еще больший груз ответственности. К счастью, меняться было не нужно: и прежде Роберт в кругу своих партнеров по игре и друзей слыл самым ответственным и уравновешенным человеком. Потеря человека, давшего ему жизнь и приведшего в футбол, все равно значительно важнее личных амбиций, и каждый свой забитый мяч Левандовски посвящает отцу.
 
 
Мячей этих с годами становилось все больше: проделав путь из третьего дивизиона до элиты польского футбола, он оставался лучшим бомбардиром каждой из лиг и в 2010 году имел на столе сразу несколько предложений из больших футбольных стран. Разминувшись долей случая с Сэмом Аллардайсом и Блэкберном, форвард Леха, однажды списанный другим большим клубом – Легией, попал в надежные руки дортмундской Боруссии. Тяжело было придумать более идеальный роман: Юрген Клопп собрал под своим крылом способных, но малоизвестных футболистов, дав им возможность выйти на новый уровень. Несколько месяцев ушло на адаптацию, но психологически крепкий Левандовски вскоре отыскал свою игру и великолепно воспользовался травмой Лукаса Барриоса, прибрав статус главного форварда Дортмунда. 
 
Помолвленный с одной из лучших каратисток Польши, Роберт получает профессиональные дивиденды даже в личной жизни: занятия карате с подругой позволили ему довести до совершенства игру в воздухе, сделав комплексным форвардом. При росте в 185 сантиметров Левандовски олицетворяет собой идеал центрального нападающего, о смерти которого в современном футболе любят вещать футбольные аналитики. Роберт опровергает эти суждения лучше кого-либо другого.
 
Он не кичится статусом главного польского футболиста, но готов дать отпор острослову Збигневу Бонеку, любящему рассказывать о своем превосходстве над исполнителями нового поколения. «Левандовски – большой профессионал, но, когда он выходит на ворота, нет ощущения того, что он способен, подобно мне, обыграть нескольких соперников». В спокойной манере Левандовски напоминает легенде о том, насколько изменилась с годами игра в динамике, и открыто смеется над утверждением Бонека о том, что польская сборная его времен легко бы переиграла нынешнюю. «Я выиграл польский чемпионат, стал обладателем Кубка Польши, был лучшим бомбардиром Бундеслиги и поиграл в еврокубках. Теперь я хочу большего: завоевать Европу», — со спокойствием, но без наигранной дерзости заявляет Роберт. Каждая неудача заставляет его мобилизоваться для нового подъема, и он сам не видит причин для того, чтобы останавливаться.
 
Его мать хорошо помнит тот день, когда Роберт с опущенной головой и трудовой книжкой в руках вышел из ворот стадиона Легии. Сразу было ясно, что клуб отказывается продлевать с ним контракт и переводить в первую команду. «Поговори с кем-нибудь!» — в отчаянии крикнула она сыну. Левандовски лишь спокойно ответил: «Там не с кем разговаривать». Сейчас они все хотят поговорить о нем, но Роберт точно знает, что настоящей причиной его успеха стал собственный упорный труд и поддержка семьи. Он не станет отбиваться и вспоминать старые обиды: как и тогда, сейчас Роберт Левандовски слишком занят саморазвитием. Статус «поляка номер один» — никакая не причина для того, чтобы останавливаться.
 
Иван Громиков, Football.ua